Черкесское государство: реальность или утопия?

Миллионы черкесов, изгнанные со своей родины с помощью беспрецедентного в мировой истории насилия, истребительной столетней войны, разбросанные по всему миру, забывающие свой язык, желают одного - вернуться на родную землю, иметь возможность учиться в школах и университетах на родном языке, собираться в парламенте, обсуждать и принимать законы на родном языке, читать, писать, думать, говорить друг с другом на родном языке и жить едином общем для них национальном государстве. 

Что в этом утопичного и нереального? До какой низости и подлости в своих мыслях может дойти человек, считая, что это "нереально" и "утопично"? "Желайте себе на здоровье" - это ваше право, но жить вы будете в Турции и России и учить с младенчества турецкий и русский, будете думать и читать только на русском и турецком. 

Вы - часть русской и турецкой нации - "вы тюрки!", "вы русские!". Ими вы всегда были и будете. Есть только "турецкая нация" и "русская нация" и вы их части". Так говорят черкесам. 

Думать иначе - преступление и экстремизм. Но что в этом экстремистского? Нет, экстремизм - это создание народу препятствий в реализации его права на самоопределение. 

А черкесы (адыге) - это единый народ, это нация со своей историей и судьбой, народ, лишенный своей страны. Народ, лишенный права на свою государственность - а средство этого лишения, как и сотню лет назад - изгнание, запрет на возвращение. И этот запрет на возвращение и приговор к вечному изгнанию со своей Родины называют "реальностью"? Нет, как раз это и есть самая настоящая утопия.

Aslan Bori

facebook.com