Северо-Кавказский экспертно-аналитический центр (СКАЭЦ) начал свою работу в регионах Северного Кавказа. Первое заседание центра прошло 5-6 марта в Пятигорске, в нем приняли участие представители всех республик Северного Кавказа, а также Ставропольского края и Волгоградской области.
На заседании было заявлено, что Северо-Кавказский экспертно-аналитический центр является экспертной инициативной группой граждан, без образования юридического лица. Центр намерен уделить главное внимание правозащитной деятельности, передает корреспондент «Кавказского узла».
Главной целью деятельности центра, по утверждению его создателей, станет "содействие в формировании и укреплении в СКФО институтов гражданского общества на основе принципов взаимоуважения ценностей многонационального сообщества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия".
В состав центра вошли старший инспектор по правам человека Гражданского комитета по защите прав и свобод гражданина в СКФО, представитель Карачаево-Черкесии Руслан Камбиев, руководитель правозащитного центра «МАШР» (Ингушетия) Магомед Муцольгов, руководитель АНО «Молодежный центр консультации и тренинга» (Волгоград) Темур Кобалия, руководитель Независимого информационно-аналитического агентства «Объектив», правозащитник из Чечни Хеда Саратова, другие представители НКО, журналисты и блогеры Северного Кавказа. Также в качестве эксперта в центр приглашен адвокат из Саратовской области Равиль Тугушев, известный своим участием в судебных процессах по отмене запрета исламской литературы.
Камбиев: у центра не будет постоянного руководителя
Заседания центра будут проходить раз в квартал, заявил в своем выступлении один из инициаторов его создания, инспектор по правам человека Гражданского комитета по защите прав и свобод гражданина в СКФО Руслан Камбиев.
«Центр будет заниматься самыми актуальными проблемами в регионах Северного Кавказа. У объединения не будет постоянного руководителя, он будет меняться в зависимости от того, где будет проходить очередное заседание. Следующее заседание запланировано в Карачаево-Черкесии, потом – в Ингушетии», - сказал Камбиев.
По его мнению, в центр вошли люди, которые своей работой доказали, что они правозащитники. «Это не только представители правозащитных организаций, но и известные на Кавказе журналисты, блогеры, которые занимаются защитой прав граждан», – заключил Камбиев.
Муцольгов: нужно, чтобы на Северном Кавказе заработали законы
Любая гражданская инициатива на Северном Кавказе очень важна, заявил корреспонденту «Кавказского узла» руководитель ингушской правозащитной организации "МАШР", автор блога на "Кавказском узле" Магомед Муцольгов.
«У нас много вопросов, связанных с нарушением прав человека, - около восьми тысяч похищенных людей (по данным Миротворческой миссии имени генерала Лебедя, список пропавших без вести на Северном Кавказе насчитывает 7570 имен, - прим. «Кавказского узла»), последствия межнациональных конфликтов, двух чеченских войн, преследования по религиозному признаку. Создание такого центра очень важно. Люди, которые вошли в центр, должны переработать всю имеющуюся информацию, дать власти свое видение решения проблем, которые существуют на Кавказе, оценить ситуацию как эксперты и предложить и возможные пути решения проблем», - сказал Муцольгов.
В первую очередь центр должен осуществлять общественный контроль власти, а также уделить внимание развитию общественно-политической культуры.
«Также мы обеспокоены тем, что некоторые законы на Кавказе не работают. Например, Закон об общественном контроле в местах принудительного содержания. Закон есть, а обязательств у правоохранительных органов реагировать на нарушения нет. Мы видим сотни нарушений, и очень часто все спускается на тормозах», - пояснил Муцольгов.
По его мнению, «важно постепенно делать взвешенные выводы и стараться повлиять на ситуацию».
Саратова: было много попыток создать подобную структуру
Было немало попыток создать на региональном уровне правозащитную структуру, которая бы уделила внимание защите прав граждан Кавказа, сказала корреспонденту «Кавказского узла» руководитель Независимого информагентства «Объектив» Хеда Саратова.
«В первую очередь перед центром должны стоять межнациональные межконфессиональные вопросы и вопросы, связанные с защитой прав человека. Я уверена, у центра будет будущее. Попыток создать подобную структуру было много. Но почему-то дальше этого не шло. Я уверена, что с теми людьми, которые включены в состав экспертов центра, поставленные перед ним задачи будут выполнены», – заявила Саратова.
По ее словам, сейчас требуется реакция гражданского общества на острые проблемы. «Например, нужно дать оценку тому, что сегодняпроисходит с бывшим имамом Кисловодска Байчоровым, а также ситуации с военнослужащими из Чечни, которые служат в Буденновске», - добавила она.
Бекмурзиев: главная проблема на Кавказе – отсутствие развитого гражданского общества
Главной проблемой на Северном Кавказе является отсутствие развитого гражданского общества, сказал корреспонденту «Кавказского узла» эксперт центра, блогер из Ингушетии Муса Бекмурзиев.
«Когда нет гражданского контроля, не могут плодотворно развиваться ни республики, ни регионы, ни страна. Оставлять все на откуп чиновникам – это преступление. Люди должны более активно отстаивать свои права. На Кавказе правозащитная деятельность на фронте борьбы. Сколько мы потеряли правозащитников, журналистов, которые не жалели своих жизней, защищая права людей», - сказал Бекмурзиев.
Тугушев: запрет исламской литературы затрагивают мусульман Северного Кавказа
У мусульман Северного Кавказа и других регионов страны много схожих проблем, заявил адвокат из Саратова Равиль Тугушев.
«Сейчас во всей страны действуют экспертные центры при каких-то организациях, но они формальные и бездеятельные. Поэтому создание экспертно-аналитического центра на Северном Кавказе очень важно, и надеюсь, деятельность его будет результативной и эффективной», – сказал Тугушев.
Он добавил, что в последние три года все больше представителей мусульманской общественности реагируют на запреты исламских книг теми или иными районными судебными инстанциями.
«Я хотел бы поздравить всех с победой, которую удалось добиться в Оренбургском суде. Нам удалось из 68 запрещенных книг «отбить» 50. В последние годы самосознание мусульман растет. Например, на решение о запрете 68 книг были поданы 14 апелляционных жалоб с разных регионов страны», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Тугушев.
Он добавил, что в центре будет выступать в качестве специалиста-юриста. «Запрет исламской литературы судами, даже если эти суды находятся в других регионах, затрагивает всех мусульман страны. Это также касается мусульман Северного Кавказа», - заключил Тугушев.