Мурат Хоконов: Не пойму, почему меня снимают с выборов на должность ректора КБГУ

Вчера я получил письмо из Министерства образования и науки РФ (МОН РФ) о том, что моя кандидатура снимается с выборов ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (КБГУ). Письмо подписано заместителем директора Департамента государственной службы, кадров и управления МОН РФ С.И. Охотой (№12-257 от 26.02.2015, само письмо прилагаю внизу).

Обратите внимание на то, что основанием является то, что у меня «отсутствуют документы, подтверждающие наличие у них (т.е. у кандидатов на должность ректора – М.Х.) дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики»!

Вот те на! При этом в письме приводится ссылка на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Но дело в том, что в этом документе не говорится, что такое дополнительное образование обязательно необходимо. Там говорится, что: «Лица, не имеющие требуемых спецподготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на соответствующие должности» (п.11 раздела «Общие положения»).

Кроме того, вопрос о соответствии кандидата на должность руководителя вуза должна решать Аттестационная комиссия, а не департамент. Об этом говорится в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. № 544 «Об утверждении правил проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которой осуществляет Правительства Российской Федерации». В п.13, часть I там говорится: «По результатам аттестации Комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии аттестуемого лица квалификационным требованиям, предъявляемым к должности руководителя».

Спрашивается, на каком основании меня не допускают даже до Аттестационной комиссии? Кстати, в этом документе (от 13 июня 2014 г. №544) вообще не говорится о необходимости иметь 4 диплома о дополнительном профессиональном образовании, что вполне логично. Интересно, что в письме мне даётся срок до 15 марта, чтобы я «доработал» свои документы. То есть, что, я должен за 10 дней сделать себе 4 диплома о том, что я прошёл четырёхмесячные курсы сразу по четырём специальностям?

Фамилию С.И. Охота я на сайте МОН РФ не нашёл. Там говорится, что заместителем директора Департамента государственной службы, кадров и управления делами МОН РФ является Краснова Т.К. Что, официальный сайт МОН РФ не выставляет фамилии всех замов? Вряд ли. Но наверное может быть так, что Охота стал замом совсем недавно и его фамилия не успела попасть на сайт.

Что касается опыта моей работы в системе высшего образования, то скажу, что я работал деканом факультета, сейчас заведующий кафедрой. Я участвовал в разработке Государственных образовательных стандартов 2-поколения, за что получил благодарность Министра образования РФ (приказ №1982 от 29.06.2000), я объездил почти все классические университеты России будучи членом Президиума учебно-методического объединения по физике университетов России, я являюсь членом комиссии по образованию, науке, молодежной политике и спорту Общественной палаты КБР, а также членом комиссии по общественно-политическим вопросам, образованию, культуре и информационной политике Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа.

По моей статье в известном международном журнале очень многие в мире судят о системе физического образования в России (Khokonov M.Kh. Physics Education in the Russian Federation // International Newsletter on Physics Education, No. 59, P. 2-7, 2010). Это всё что, не опыт работы в системе образования? Всё это указано в моих персональных данных в пакете документов по выборам ректора для МОН РФ.

Что касается науки, то индекс Хирша у меня не высокий, всего 5 (по базе Scopus), зато импакт фактор цитирования у меня один из самых высоких в КБГУ – 3,062 (выше только у моего брата Азамата – 3,745), а импакт фактор публикаций – 0,924 (по базе РИНЦ).

Для неспециалистов поясню, что это означает. Индекс Хирша, это количественный показатель и отражает число цитирований на работы данного учёного, а импакт-фактор показывает качество публикаций и отражает импакт-фактор журналов, в которых процитированы статьи учёного. То есть, можно иметь много цитирований, но во второстепенных журналах, а индекс Хирша будет высоким, а можно иметь небольшое количество статей, но зато их цитируют в ведущих мировых журналах.

Для профессиональных экспертов качество публикаций играет первостепенную роль, то есть если бы, например, в каком-то известном мировом научно-исследовательском центре рассматривали вопрос о приёме на работу, то импакт-фактор цитирований и публикаций играл бы для них основную роль. У нас в КБГУ есть пара десятков учёных, которые, на мой взгляд, работают на мировом уровне. У одного из них самый высокий индекс Хирша в КБГУ – 17 (по базе РИНЦ, я сознательно не называю здесь фамилий, это не претендент на должность ректора), но импакт-фактор цитирований у него 0,323 – почти в 10 раз ниже моего, а импакт-фактор публикаций 0,517.

Я не для того учился у таких великих учёных, как Кумахов М.А., Jens Lindhard (это последний прямой ученик Нильса Бора) и, конечно, мой научный руководитель по кандидатской, академик Е.П. Велихов, чтобы МОН РФ меня не допускало даже до Аттестационной комиссии.

Не пойму, почему меня снимают с выборов на должность ректора КБГУ? Кто что думает по этому поводу?

zapravakbr.ru

http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9442

Приложение; письмо зам. директора Департамента государственной службы, кадров и управления МОН РФ.