Дольменам необходимо придать статус наследия ЮНЕСКО, считают в Адыгее


Географы высказывают мнение о том, что дольмены Адыгеи и Краснодарского края должны быть вписаны в перечень объектов наследия ЮНЕСКО. Эти мегалитические сооружения создают особую дольменную культуру, которая древнее известной на весь мир Майкопской культуры. Охрана объектов дольменной культуры на сегодняшний день сопряжена с большими проблемами. Зачастую дольмены подвергаются разграблению. 

Как считает черкесский археолог из Майкопа Аслан Тов, участие ЮНЕСКО в сохранении этих памятников могло бы стать очень полезным. «Дольмены – проблема всего мирового сообщества, - говорит он в беседе с корреспондентом «Радио Свобода». - То немногое, что осталось, необходимо передать следующим поколениям в целости. Есть службы, которые ответственны за их сохранность. Но их деятельность не эффективна, невозможно выставить охрану у каждого дольмена. Их сохранность должна стать делом каждого». 

Дольмены в древности служили местами для молебнов. Первоначально они использовались для захоронений. И поскольку эти сооружения в жизни черкесов всегда занимали значительное место, они стали частью их сути. Если дома черкесов делались так, чтобы быстро вновь превратиться в землю, то ушедшему в бесконечность, а именно такими были представления, нужен каменный дом. Первые дольмены были маленькими, покойник в нем помещался сидя. Отсюда и черкесское название дольмена – «испыун».

В настоящее время в Хаджохе (прим. NP: Майкопский район Адыгеи) выделяются участки под застройку в местах, где раньше были дольмены – а значит, захоронения. И как рассказывают, там дома не держатся, быстро рушатся.

Черкесы считают, что на бывшем кладбище строить жилье недопустимо. 

Дольмены ставились большими группами – по 200-300 сооружений в одном месте. По данным историков, в Адыгее и Краснодарском крае их всего насчитывалось до трех тысяч. Сейчас целыми остались около 150.

Как отмечает собеседник Радио Свобода археолог Аслан Тов, далеко не каждому умершему строили дольмен. Достойным его мог оказаться лишь человек единичный, избранный – например, предводитель.

По материалу Ларисы Щэрджэс Радио Свобода, перевод с черкесского Натпресс.