Что стоит за включением черкесов-убыхов в список малочисленных коренных народов РФ


Научное общество каказоведов, которое в чаще всего без кавказцев решает вопросы кавказцев, выступило с публикацией, «ратующей» за включение убыхов в перечень малочисленных народов РФ, которая, кстати сказать, становится все менее пригодной для жизни в ней людей любой национальности. 

При этом автор статьи, ссылаясь на каких-то людей, вовлеченных в это дело, говорит, что для убыхов, помещенных в перечень, не потребуется никаких трат.

Понятно, что эта кампания является негативным раздражителем для всех черкесов. Но, конечно, не только это – она делит абхазов и адыгов, как народы, находящиеся хотя бы в чем-то на разных позициях. В дополнение делит черкесов – на собственно черкесов и убыхов, «ассимилированных» ими. Как и абхазов. При этом никакой помощи для возрождения убыхов ни федеральным центром, ни даже и республиками не планируется.

Власти Краснодарского края против такого развития событий, признается автор статьи. Но не упоминает о том, что в этом субъекте федерации уже есть один малочисленный коренной народ – шапсуги. Льгот и привилегий у них нет, зато дискриминируются они, как говорится, по полной программе. 

Для чего же все это затевается, если не для возрождения убыхов. Скорей всего, это команда из федерального центра, которая работает с населением по принципу «разделяй и властвуй». Только в Республике Адыгея насчитывается не менее трех черкесских (убыхских) активистов Берзеговых, которым этой статьей как бы указывается: «Что вы так бьетесь за решение черкесской проблемы? Вот вам то, чем вы должны заниматься – возрождение Убыхии».

А еще одна вкусность в этом деле – государство, в котором, как уже сказано, жить невозможно, выглядит радетелем, заботливым папой для народов. Не паханом. 

В общем настоящий лохотрон? Чтобы каждый мог сам убедиться, так это или не так, Натпресс дает текст статьи в полном объеме.

Убыхи: путь коренного малочисленного народа 

Быть или не быть убыхам в Едином перечне коренных малочисленных народов – вот в чем вопрос! Данная проблема сегодня приобрела актуальный характер. За дело взялось руководство Кабардино-Балкарской республики, главы субъектов ЮФО и СКФО, федеральные органы исполнительной власти, ведущие научные центры страны. Потому и мы не оставим без внимания тематику и попытаемся проанализировать, какое же будущее ждет убыхов и окажутся ли они в столь желанном перечне?

Рассматривая сам вопрос того, кто же есть убыхи, примем во внимание точку зрения Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук. Согласно приводимым им фактам, самоназвание убыхов – «туахъы», а сам этноним «убых» выступает адыгским названием данного народа. Этнос относится к народам абхазо-адыгейской языковой группы, а его предки фиксируются письменными источниками на Черноморском побережье с античных времен от реки Шахе до реки Хосты, а также в прилегающих горных районах южного склона Большого Кавказского хребта (территория между Лазаревским и Адлерским районам г. Сочи Краснодарского края).

Симбиоз с соседними адыгскими и абхазо-абазинскими субэтносами и знание нескольких языков (по свидетельствам историков, большинство убыхов были трёхязычны – владели убыхским, черкесским и абхазским языками) не помешали убыхам сохранить свой язык, самоназвание, этническую идентичность вплоть до окончания Кавказской войны (1763-1864 гг.). Последняя и погубила убыхов. В 1864 г. убыхи были единственными, кто, сохранив порядок, смог сам организовать аренду кораблей и, повинуясь воле своих руководителей, организованно и в полном порядке в течение двух недель выселился в Турцию общей численностью от 25 до 74,5 тыс. человек, где были впоследствии весьма быстро ассимилированы. Оставшиеся 100 семей были расселены в адыгских аулах Кубани и Абхазии. Впоследствии они расселились на территории всех республик Северо-Западного Кавказа.

Сегодня, среди родственных народов, потомки немногочисленных убыхских фамилий продолжают сохранять память о своем происхождении. Отражением этого выступает Всероссийская перепись населения 2010 года, согласно которой 33 человека указали в графе национальность «убых» (16 чел. в Кабардино-Балкарской Республике, 12 чел. в Краснодарском крае, 2 чел. в Адыгее, 2 чел. в Москве, 1 чел. в Ставропольском крае). Отметим, что на Всероссийской переписи населения, проходившей в 2002 г. только один человек указал на свое убыхскую самоидентификацию. А еще в 1926 г. убыхами себя назвали лишь 9 человек.

По данным Росстата, современные убыхи в последней переписи населения указали, что владеют разными языками, в том числе адыгейским (8 чел.), адыгским (2 чел.), английским (4 чел.), армянским (1 чел.), греческим (1 чел.), кабардино-черкесским (14 чел.), немецким (1 чел.), польским (1 чел.), русским (31 чел.), турецким (2 чел.).

Несмотря на то, что носителей убыхского языка («мертвый» язык с 1992 г.) среди самих убыхов нет, их язык сохранен усилиями ученых-лингвистов, в том числе В. Томашека, А. Дирра, Ж. Дюмезиля, М.А. Кумахова, С.А. Старостина и др. Имеется опыт использования убыхского алфавита и грамматики, составленных А. Дирром еще в 1928 г. В алфавите 84 согласных звука, из которых четыре употреблялись только в заимствованных словах, и всего два гласных звука: «а» долгий и «а» краткий. Привлекает внимание интересная и печальная книга абхазского писателя Баграта Шинкубы «Последний из ушедших», где он описал свою встречу в конце 1960-х – начале 1970-х гг. с последним человеком, являвшимся носителем убыхского языка. Скорее всего, это был житель Турции Тевфик Эсенч, который умер в 1992 году в Нальчике.

В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике существует некоммерческий фонд – родовое объединение «Убых-Берзек», которое объединяет представителей четырех фамилий, проживающих в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее, Абхазии, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Турции. Это Берзековы (Берзек) в КБР (70 человек) и Турции (140 человек) (1), Берзеговы (Бурзег) в Адыгее, Краснодарском крае и Турции (свыше 500 человек), Кишмаховы в КЧР (свыше 800 человек), Кишмария (Кишмариа) в Абхазии (свыше 400 человек).

«Ученые НИИ гуманитарных исследований КБР отмечают, что процесс реинтеграции убыхов в качестве отдельной этногенетической общности имеет положительную тенденцию. Включение этноса в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ будет способствовать его возрождению», – считает депутат парламента КБР Муаед Дадов.

В тоже время позиция руководства Кабардино-Балкарской Республики в вопросе включения убыхов в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации сугубо положительная. Само включение, согласно позиции КБР, не повлечет за собой политических и финансовых сложностей. Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея солидарен в своей позиции с Парламентом КБР и считает, что включение данного этноса в ЕПКМН будет способствовать его возрождению. 

Дополнительных финансовых последствий для Адыгеи данное решение не несет. С ними солидарно и Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, видящее во включении убыхов в перечень положительную тенденцию, способствующую их возрождению.

Альтернативной точки зрения придерживается руководство Краснодарского края, на территории которого исторически проживали убыхи. Согласно его позиции, исторические земли проживания убыхов располагаются в экономически привлекательной курортной зоне Черноморского побережья (г. Сочи). 

Кроме того, то обстоятельство, что определить принадлежность к убыхскому этносу достаточно сложно, их внесение в перечень коренных малочисленных народов может вызвать массовую миграцию на Черноморское побережье с одновременным требованием распространения на переселенцев действия ФЗ № 82 от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и финансирования из бюджета Краснодарского края. Потому рассмотрение данного вопроса в настоящее время признано преждевременным. 

Здесь его поддерживает Институт российской истории РАН, который считает разбросанность убыхов препятствием на пути реализации мер, предусмотренных ФЗ № 82. Солидарен с ним и Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, который видит невозможность применения государственных гарантий к убыхам в случаем их включение в число коренных малочисленных народов, в том числе и из-за того, что в КБР на селе проживает лишь один убых. 

Музей антропологии и этнологии РАН (Кунсткамера) приводит в качестве довода о невозможности включения убыхов в перечень то, что в настоящее время на Северном Кавказе и Абхазии лишь отдельные лица, опираясь на фамильные предания, связывают себя с убыхами.

Несогласованность позиции, различные точки зрения, малочисленность убыхов пока не позволяют включить их в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Возможно, со временем этот вопрос будет решен.

Антон Бредихин – политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета.

Примечание

В свое время о роде Берзек писал известный французский ученый Ж. Дюмезиль в книге, изданной Парижским университетом в 1975 году и посвященной убыхам. Казым Берзег записал со слов знатока истории рода Берзек Мустафы Невзата Псака предания о происхождении рода. 

Оно гласит, что около 1500 лет тому назад жили два княжеских семейства, которые люто враждовали между собой. В конце концов, одно из этих семейств уничтожило всех мужчин другого. Остались одни немощные старцы и молодые женщины, одна из которых носила под сердцем ребенка. Победившая княжеская семья решила, что если у нее родится мальчик, умертвить и его. 

Действительно, у этой женщины родился сын, которого родственники роженицы выкрали и воспитывали в сеннике, вдали от чужих глаз. Таким образом, ему сохранили жизнь, а впоследствии дали имя Берзек, значение которого неизвестно. У него родились сыновья: Емин, Дегу, Бабук и Канбулат. Они и положили начало четырем линиям фамилии – ведь современной науке известны четыре родовых знака (дамыгъэ – тамга), которые принадлежат убыхскому роду Берзек. 

Таким образом, фамилия Берзек принадлежит одному из самых старинных родов на Северо-Западном Кавказе. («Убыхи – ушедшие во имя свободы», - М. Г. Хафизова. http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9214)