Черкесская диаспора в фотографиях. Из личного альбома Козеты Бек



Северный Кавказ сквозь столетия
Наима Нефляшева

Почти год назад я писала об удивительной женщине, журналисте, Козете Бек, черкешенке, которая в 1960-е, будучи редактором арабской редакции Московского радио, впервые стала каждый четверг выходить с авторской программой для черкесов диаспоры. Мои посты о Козете здесь:
http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/17164  
К ее позывным «Шъуипчыхьэ шIу! Добрый вечер! У микрофона Козета Бек» в 1960-ее гг. прислушивались черкесы и в Кфар-каме, и в Стамбуле, и в Аммане. Ее передачу любили, ждали, а вокруг радиоприемников, которые в то время были редкостью в черкесских аулах диаспоры, собирались соседи и целые семьи. Она получала от черкесов диаспоры столько писем, сколько не получала вся арабская редакция. И в каждом письме — и фото, и просьбы найти родственников, и просьбы научить адыгейскому языку, и желание приехать на родину, в СССР.  
Козета прожила сложную жизнь и прошла непростой путь. Будучи молодым инженером, она вдруг решает круто изменить свою судьбу и в 1953 г. поступает в МГУ на факультет журналистики, на вечернее отделение. Вскоре она выучила арабский, блестяще защитила диплом по арабской прессе и получила распределение на Московское радио. Здесь она работала под руководством Евгения Максимовича Примакова, и когда в редакцию пришло письмо с вопросами о черкесах в СССР от черкеса из Ирака, Козета предложила своему шефу сделать передачу о черкесах.  
Передача о черкесах СССР вышла в 23.00 в 1959 или 1960 году в уже действующей рубрике «Спрашиваете — отвечаем»  и длилась 20 минут.
Успех передачи превзошел все ожидания, а начиная с 1950-х гг. передача стала регулярной - каждый четверг в 21.00 Козета уже вела свою авторскую (по меркам того времени, разумеется) программу для черкесов диаспоры. Инициативу Козеты поддержал не только ее мудрый шеф Примаков, но и высокопоставленные советские чиновники, работавшие с Ближним Востоком.  
До 8 марта я успела навестить Козету, поздравить с праздником. Она ведет очень насыщенную жизнь — много читает, общается с друзьями, рисует картины, которые с удовольствием дарит своим подругам. Козета поделилась со мной фото, присланными ей в разные годы ее слушателями из черкесской диаспоры, пройти мимо которых просто невозможно. И я с удовольствием делюсь ими со своими читателями. 
Молодой инженер Козета Бек на доске почета закрытого Института. Москва. 1952 г.
 Козета со своей мамой (в центре) Шихансур и сестрой.

Такие письма для Козеты приходили в арабскую редакцию Московского радио сотнями.
  Яхья Шеуджен, черкес из Кфар-Камы, с которым у Козеты завязалась переписка.. 1960.

Оборотная сторона фото.
Интересные фото и новые подробсности - в следующем посте.

http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/20743