«Россия, пренебрегая таким ресурсом, как черкесы-репатрианты, теряет очень многое»


Исходя из более чем двадцатилетнего общения с репатриантами-черкесами, в том числе и из Сирии, могу со всей ответственностью заявить, что Россия, пренебрегая таким человеческим ресурсом, теряет очень многое. Они не в пример более законопослушны, чем мы, и у большинства из них высокий уровень образования и профессионального обучения. 

Россия, репатриируя сирийских черкесов, получает практически бесплатно новых граждан, уже прошедших затратный для государства этап и готовых к производительному труду. Тем более, учитывая, что они возвращаются на историческую родину, процесс адаптации для них более чем прост в своей национальной среде. 

В качестве вызовов многие оппоненты-противники репатриации приводят некий сложившийся этнический баланс, при перекосе которого якобы неизбежен национальный конфликт. Более чем уверенно могу сказать – в данном случае это неактуально. 

Межнациональный баланс на Кавказе нарушен очень давно и довольно грубыми методами, последствия Большой войны для черкесов до сих пор не ликвидированы, за них даже и не брались, чтобы ликвидировать. Более того, даже разговоры про это считаются чуть ли не вызовом для России. И тем не менее тот самый пресловутый баланс как-то сложился. Так будет и сейчас. 

Но самое главное, что нужно понимать каждому – эти люди хотят ехать не просто от войны, эти люди хотят вернуться к себе на историческую родину.

С тех пор, как возник один из пунктов черкесского вопроса – многочисленная диаспора странах Ближнего Востока, черкесы предпринимали несколько попыток вернуться на родину. Первые попытки окончились плачевно – мне приходилось видеть архивный документ о навечном вселении в Оренбургскую губернию под надзор 4700 черкесов, без разрешения вернувшихся домой. 

В советское время также предпринимались попытки – в 1918, 1924, 1938.... 

Черкесский писатель Михаил Лохвицкий (Аджук-Гирей) обращался с письмом к Хрущёву, в котором просил его лично и руководство СССР предпринять шаги для возвращения черкесов. Не было сделано ничего. Несмотря на изменение государственного строя, формы правления, смену лидеров государства, смену внешнеполитических курсов –в отношении черкесов никогда ничего не менялось. 

Суммируя всё вышесказанное, можно сказать точно – в отношении черкесов допускается чудовищная несправедливость. Не говоря о том, что Россия теряет огромный ресурс, выражаемый в законопослушных, образованных, лояльных гражданах, к ним применяются чрезвычайно строгие критерии. 

Как будто (специально) для воспрепятствования их возвращения принят закон о знании языка для желающего вернуться, увеличивается сумма на счёте, необходимая для получения вида на жительство. Более того, инсайдерская информация говорит о ведомственном секретном приказе по ФМС о воспрепятствовании сирийским черкесам в получении документов.

Все опасения в исламском радикализме сирийских черкесов, многажды озвученные, ни разу не подтвердились. Но если уж откровенно, исламский радикализм сейчас уже успешно экспортируется из самой России, так что говорить об её импорте через сирийских черкесов – более чем несерьёзно...

Аслан Бешто, руководитель «Адыгэ Хасэ КБР», Нальчик. Он-лайн дискуссия «Сирийские черкесы в России – три года спустя».