«К черкесам диаспоры, в том числе сирийской, относятся как к иностранцам»

К представителям черкесской диаспоры, проживающим за рубежом, в том числе в Сирии, относятся как к иностранцам, вследствие чего при обращениях в ФМС к ним применяются правовые нормы, установленные для иностранных граждан. Нередки случаи отказов в получении разрешения на временное проживание (РВП) в связи с исчерпыванием квоты, утвержденной правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта РФ.


Но о каких же квотах в отношении беженцев из Сирии может идти речь, если они, являясь по сути нашими соотечественниками, выезжают на историческую Родину из страны, где продолжается военный конфликт? Давайте посмотрим, насколько нерационально и практически бездушно реализуется интересующий нас закон.

Так, в соответствии с п.6. ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в случае отказа иностранному гражданину в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать заявление не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления.

Но время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. При этом иностранные граждане могут находиться в России суммарно не более 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, и обязаны выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания.

И как быть нашим соотечественникам в данной ситуации? Неужели возвращаться в Сирию, рискуя собственной жизнью и жизнью членов семьи? И как выезжать на целый год, например, в третью страну проживания, не имея при этом достаточных материальных ресурсов?

Между тем, согласно п.67 Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335), «в случае отсутствия возможности для иностранного гражданина покинуть территорию Российской Федерации в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), а также явлений стихийного характера, срок действия визы во время пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен».

Разве не относятся продолжающиеся военные действия в Сирии к данным обстоятельствам?

Между тем, еще в феврале 2012г., учитывая масштабы и характер вооруженного конфликта в Сирии, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев призвало правительства стран мира ввести мораторий на принудительное возвращение выходцев из Сирии в эту страну.

Кроме того, исходя из информационного письма заместителя директора Федеральной службы судебных приставов – заместителю главного судебного пристава РФ Игнатьева от 30.08.2013г. № 12/01-24170-ТИ, в связи с проведением на территории Сирии военных действий въезд в указанное государство закрыт. Таким образом, по общепризнанным международным нормам, депортация в страну, где идет гражданская война, недопустима.

Хочется обратить внимание также на следующие проблемы, которые имеют место при оформлении документов в ФМС:

1. Согласно ст.6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», РВП выдается сроком на 3 года, однако, встречаются случаи, когда в течение этого периода у соотечественников заканчивается срок действия паспорта гражданина Сирии, для продления которого необходимо выезжать в посольство, находящееся в Москве, что влечет за собой немалые непосильные расходы (проезд в оба конца, проживание и пропитание).

Далее, общий срок предоставления государственных услуг по выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство составляет 6 месяцев со дня принятия заявления (п.17 Административного регламента), в связи с чем заявление не принимается к рассмотрению, если срок действия документа, удостоверяющего личность, составляет менее 6-ти месяцев.

В связи с данным требованием, репатрианты также вынуждены выезжать в посольство Сирии в Москве. Там, по причине перебоев в работе сирийских государственных структур в связи с военными действиями на территории государства, бывали случаи ожидания выдачи необходимых документов в течение длительного времени, следствием чего являлись решения ФМС об отказе в выдаче РВП либо ВНЖ.

2. Согласно требованиям миграционного законодательства, при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание, необходимо было оплачивать государственную пошлину в размере 1 000 руб. на каждого члена семьи (п/п 22 п.1. ст.28. Налогового кодекса РФ); с 01.01.2015 года размер государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание будет составлять 1 600 рублей!!!

Размер же госпошлины за выдачу или продления сроков действия вида на жительство составлял 2000 руб. (п/п 18. П.1 ст.333.28. НК РФ), с 01.01.2015 года размер государственной пошлины увеличен до 3 500 рублей!!!

Данные суммы, с учетом отсутствия у большинства соотечественников постоянного заработка, являются непосильными.

3. Согласно п.28 Административного регламента, документы, входящие в необходимый перечень при оформлении на РВП, вида на жительство, а также Уведомление о подтверждении проживания в Российской Федерации, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Перевод, подлинность подписи переводчика и копия паспорта должны быть нотариально заверены.

До закрытия общественной организации «Пэрыт» оформление документов (заявлений в 2-х экземплярах, анкет для РВП, вида на жительства и т.д.), необходимых переводов, изготовление копий документов осуществлялись на безвозмездной основе членами данной организации.

В связи с прекращением деятельности «Пэрыт» с мая текущего года репатрианты вынуждены обращаться за помощью в оформлении необходимого пакета документов в юридические фирмы, расположенные прямо напротив здания ФМС. Уточню, что стоимость данных услуг, включающая нотариальное заверение документов, составляет в среднем 1500-1700 рублей на каждого члена семьи, что является ощутимой суммой для соотечественников, не имеющих постоянного заработка.

Встречаются отказы при обращении в ФМС по поводу выдачи бланков для заполнения заявления на РВП, вида на жительство, уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации (требуемого ежегодно), в связи с чем репатрианты приобретают их за дополнительную плату в юридических фирмах, несмотря на то, что согласно п.47 Административного регламента, «места для заполнения документов обеспечиваются образцами заполнения документов, бланками документов и канцелярскими принадлежностями».

4. При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание, согласно миграционному законодательству, требуется документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий отсутствие судимости у заявителя (п.19.4 Административного регламента).

Справка об отсутствии судимости должна быть выдана не ранее чем за 3 месяца до дня подачи заявления в ФМС. Этот документ должен быть легализован в дипломатических представительствах Российской Федерации в Сирии! Опять же, нередки случаи, когда сирийские государственные структуры не могут своевременно предоставить нужные справки из-за военных действий. И каким образом тогда наши соотечественники могут получить данный документ, находясь в России?

5. Согласно п.19.6 Административного регламента, при подаче заявления на РВП, а также вида на жительство (ВНЖ), требуется медицинская справка, выданная полномочным учреждением здравоохранения Российской Федерации, подтверждающая отсутствие наркозависимости и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также Сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Для проведения требуемых анализов и обследований, а также получения необходимых заключений, репатрианты (а большинство из них плохо ориентируется в Нальчике, в особенности пожилые люди), вынуждены самостоятельно, без сопровождающих лиц, ездить по всему городу в поисках необходимых медицинских учреждений, что достаточно сложно, а также требует дополнительных материальных затрат.

6. В перечне документов, необходимых для получения РВП, вида на жительство, уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации, содержится документ, удостоверяющий наличие законного источника средств к существованию.

Таким образом, неработающим репатриантам необходимо доказать возможность содержать себя и свою семью в течение целого года на уровне не ниже прожиточного минимума путем представления справки о наличие вклада в банке.

С учетом величины прожиточного минимума, сумма вклада на каждого члена семьи должна быть более чем 90 тыс. руб.! Разве много найдется обычных жителей нашей республики, не репатриантов, разумеется, у которых есть такие средства в банках???

7. Требование Федерального закона от 20.04.2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязывает сдавать с 1 января 2015 г. экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации иностранным гражданам, к которым относят наших соотечественников, при оформлении разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданство и при упрощенном порядке получения гражданства РФ.

Также, согласно поправкам, обязательным условием закона об упрощенном порядке получения гражданства является знание русского языка. При этом, носителями русского языка считаются лица, владеющие русским языком и регулярно использующие его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах. Но большинство соотечественников из Сирии русским языком не владеют, зато хорошо владеют родным черкесским.

Получается, что большинство соотечественников, прибывших из Сирии, не могут получить гражданства в упрощенном порядке, хотя способны без трудностей интегрироваться в общество, благодаря знанию черкесского, который в трех субъектах РФ является государственным (КБР, Адыгея, КЧР). При этом, до проведения экзамена нужно оплатить процедуру тестирования, которая по РФ составляет 5330 рублей!!!

Решение перечисленных задач возможно только с помощью государственной поддержки на федеральном и республиканском уровнях.

Сегодня мы видим примеры успешного разрешения государством проблем беженцев из Украины, находящихся в Кабардино-Балкарии. Таким же образом на самом высоком уровне должны решаться вопросы адаптации наших соотечественников – сирийских черкесов, нуждающихся в государственной поддержке и помощи.

Ольга Эфендиева-Бегрет, черкесский активист, Нальчик. Он-лайн дискуссия «Сирийские черкесы в России – три года спустя».

kavkaz-uzel.ru

natpressru.info