Стивен Бланк
Американский политолог призывает к незамедлительному оказанию военной помощи Украине
Фатима Тлисовa
03.02.2015 19:22
Фатима Тлисова: Доктор Бланк спасибо, что согласились побеседовать с нами. Прошел год с момента нашего последнего интервью в этой студии. За это время в мире очень многое изменилось. Я хотела бы начать с вопроса о вашей оценке геополитической ситуации в мире. Где мы все находимся на этом этапе?
Стивен Бланк: Я думаю, что все изменилось в худшую сторону. Российская Федерация вторглась в Украину, и не заплатила соответственно большую цену за свои действия. Она продолжает посылать российские войска и оружие в Украину, и продолжает расширять территории, которые пытаетсявзять под свой контроль. Россия демонстративно пытается отобрать часть территории Украины, чтобы создать мифическую «Новороссию», о которой говорит Путин. Это может создать прямой сухопутный мост к Приднестровью. Тем временем санкции и падение цен на нефть разрушают российскую экономику, которая находится в гораздо худшем состоянии, чем это пытается представить правительство.
Ситуация в США и в Европе геополитически не лучше, из-за возникновения новых угроз, таких как ИГИЛ на Ближнем Востоке. Европейский Союз так и не определился с тем, как сформировать единый фронт в оборонной политике. Выборы в Греции ясно показали, что теперь будет еще сложнее выработать любого рода последовательную политику. А Путин уверен, что может продолжать действовать в том же духе, несмотря на тот факт, что он разрушает российскую экономику своей войной.
Ф.Т.: Мы наблюдаем целую серию санкций и других мер, нацеленных на то, чтобы вынудить Путина отказаться от эскалации ситуации в восточной Украине. Однако этого не произошло. Означает ли это, что Западу нужно предпринять новые шаги, возможно, использовать новый набор мер, и если это так, то о каких шагахможет идти речь?
С.Б.:Пока неясно, каким будет следующий раунд, однако ясно, что последуют новые санкции. Во-вторых, правительство России изначально заявило, что если, санкции затронут СВИФТ, и Россия будет отключена от этой системы международных платежей, то это будет расценено как начало открытой войны. К сожалению, война уже идет… Я также думаю, что Россия не оставляет Западу альтернативы, кроме как применить эту меру. В-третьих, одни только санкции не заставят Россию уйти из Украины. Многие аналитики и здесь, и в Европе, заявляли, и я думаю, они правы: единственный путь заставить российское правительство вывести свою армию из Украины – это поставка вооружений в Украину, и обучение украинской армии методам ведения современной войны. Западу также необходимо поддерживать украинскую экономику и правительство, даже если это потребует давления на них для осуществления необходимых реформ. Совершенно неприемлемо в нашу эру, чтобы Россия могла безнаказанно аннексировать часть Украины – я говорю о Крыме и о Донбассе, или вторгаться в соседние страны, как к примеру, в Грузию. Если Россия не понесет заслуженного наказания сейчас, это значит, что гораздо большая война неизбежно случится в будущем. Если мы не остановим это сейчас, нам придется иметь дело с гораздо более серьезным кризисом.
Ф.Т.:Трем гражданам России недавно было предъявлено обвинение в шпионаже против США, как вы думаете, следует ли Вашингтону задуматься о пересмотре отношений с Москвой?
С.Б.:Я говорил о том, что США необходимо пересмотреть свои отношения с Россией уже на протяжении многих лет. Намного раньше кризиса в Украине, и раньше последнего шпионского скандала. Этот шпионский скандал не так важен в общей схеме вещей. Он важен в том смысле, что он говорит нам о характере и задачах российской разведки. Но в целом шпионаж – дело повседневное. Все шпионят за всеми, хотя российское правительство пытается представить последние разоблачения как какой-то политический заговор по приказу из Вашингтона, что Россия избрана как единственная цель. Это неправда.
Факт заключается в том, что с 2008 года, если не раньше, Россия осуществляла агрессии против своих соседей. Она осуществила агрессию против Грузии, как сказал сам Путин – они планировали войну с 2006 года, используя сепаратистов. Операция в Крыму планировалась, по меньшей мере, с 2008 года, я думаю, вероятно, еще раньше. Политику перезагрузки я всегда считал неправильной, и по моему мнению, она не принесла никаких выгод США, но позволила России думать, что они вольны делать что угодно в постсоветском пространстве.
Украина всего лишь усугубляет все эти проблемы. Идея о том, что мы можем при Путине вести с Россией бизнес как обычно, даже если он уйдет из Украины, – это иллюзия. Это правительство, подрывающее всю структуру безопасности в Европе ради удержания Путина у власти, правительство, не представляющее себе Россию ничем иным, кроме как империю, которое готово использовать военную силу – и не только в Украине, но и в других местах. Путин ясно обозначил, что он не верит в то, что любая из стран бывшего советского блока – причем не только бывшие республики СССР, но и страны Восточной Европы – это суверенные государства, территориальная целостность которого должна уважаться. Я не думаю, что мы можем вернуться к политике перезагрузке, или тому, что ей предшествовало. Я думаю, что США необходимо совершенно новая политика, и в большей степени – это вина России.
Ф.Т.:Насколько эффективно, на ваш взгляд, американо-европейское сотрудничество в отношении санкций, и каковы наиболее уязвимые места в этом сотрудничестве?
С.Б.:Санкции, которые действуют сейчас, были сформированы таким образом, чтобы укрепить союз. Но даже до выборов в Греции семь европейских стран заявили, что хотели бы ослабить санкции, несмотря на ухудшение ситуации. Будет намного сложнее удерживать Европу единой, несмотря на возобновление российской агрессии против Украины и растущую гору доказательств того, что может быть определено только как террористическая активность России за рубежом, в Украине, или в Великобритании – где начались слушания по делу Литвиненко, и где уже ясно, что его пытались отравить три раза... Россия – это агрессивное реваншистское государство, для которого не существует ни одного святого договора, и которое готово пойти войной на соседей, чтобы заполучить то, что оно хочет. Проблема в том, что слишком много людей в Европе предпочитают иметь дело с воображаемой, а не с реальной Россией.
Ф.Т.:Украина последовательно заявляет, что имеет дело на востоке страны с регулярными частями российской армии. Запад называет их пророссийскими сепаратистами. Украина призывает Запад признать сепаратистские образования в Донбассе террористическими организациями. Вы используете жесткий язык, однако официальный Запад, похоже, предпочитает все же мягкую силу?
С.Б.:Я думаю, Запад выдает желаемое за действительное. Факт в том, что украинцы правы – доказательства подавляющие. Путин, в конце концов, признал, что Россия вторглась в Крым, российские военные получили мандат Кремля на свои действия в Крыму. Россия использует в Украине различные силы, – от ГРУ до казаков. Генералы российской армии командуют подразделениями в Донбассе, малазийский пассажирский самолет был сбит российскими ракетами. Повстанцы в Донбассе – это российские войска – как регулярные, так и нерегулярные. Они ведут себя так, как ведут себя террористы и об этом сообщают объективные СМИ на Западе. Доказательств поддержки Россией террористической активности за рубежом более чем достаточно. Убийства граждан иностранных государств, как в случае с Литвиненко, поддержка таких террористических групп как Хезболла и Хамас, поставка оружия, в том числе химического, правительству Сирии, которое оно использует против собственных граждан – а это государственный терроризм.
Ф.Т.:Как вы оцениваете новое правительство в Киеве? Что они не делают из того, что должны были делать?
С.Б.:Они справляются недостаточно хорошо. Они так и не начали реформы. Слишком много времени потратили на формирование правительства, их военное командование оставляет желать лучшего, и конечно, экономика в ужасном состоянии. Они не справляются так, как должны были бы, даже при таких труднейших обстоятельствах. Тем не менее, это единственное правительство в Украине, и они заслуживают всесторонней поддержки, потому что они – жертвы открытой агрессии.
Ф.Т.:Ваш прогноз для Украины – она сможет выдержать российскую агрессию и сохранить свою целостность и независимость?
С.Б.:Я думаю, война в Украине будет продолжаться. Более того, скоро в России поймут, что украинцы не только очень хороши в партизанской войне, она им нравится. А Москва не сможет выдержать партизанскую войну. Совершенно ясно, что Путин предпринимает экстраординарные меры, чтобы спрятать правду о том, что возможно больше 6 тысяч российских военных уже погибли. Чем дольше это продолжается, тем больше украинская война будет становиться для России невыносимым грузом. Совершенно очевидно, что Путин не осилит крупную классическую военную операцию в Украине, и что он боится войны с НАТО, потому что он знает, что именно за этим последует. С другой стороны, он, возможно, пытается навязать ситуацию, при которой он в конце концов не оставит НАТО и России иного выбора другой альтернативы, если только НАТО не выступит сейчас и не возьмет в свои руки стратегическую инициативу.