Турецкий черкес Эрдоган Гут хочет восстановить свое право посещать родину предков

Эрдоган Гут (Боз), гражданин Турции, этнический черкес, которому 25 ноября 2014 года отказали во въезде в РФ, обратился к руководителям черкесских республик Северного Кавказа, черкесским национальным, российским правозащитным организациям с просьбой об оказании ему содействия в восстановлении его права посещать историческую родину. Публикуем текст обращения Эрдогана Гута на русском и черкесском языках в Правозащитный Центр КБР.

Напомним, Эрдоган Гут ученый, антрополог направлялся в Карачаево-Черкесию для участия в Конференции, посвященной памяти выдающегося черкесского фольклориста Михаила Мижаева. Он часто бывает в России и хорошо известен в творческих и научных кругах черкесских республик, как последовательный поборник возрождения и сохранения черкесского языка, культуры и укрепления всесторонних связей черкеской диаспоры с исторической родиной.

И поэтому его депортация из России вызывала волну возмущения, как в странах проживания черкеской диаспоры, так и на Северном Кавказе. Эрдоган является официальным представителем очень влиятельной в Турции черкесской организаций КАФФЕД, которая известна своей традиционной лояльностью России и всегда учитывает ее интересы в своей деятельности.


Председателю Кабардино-Балкарского Правозащитного Центра Валерию Хатажукову

26-28 ноября 2014 г. в Карачаево-Черкесии, пос. Нижний Архыз прошла конференция «Проблемы сохранения черкесского фольклора, языка и культуры», организованная Национально-культурной Автономией адыгов России при содействии Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, куда я был приглашен в качестве докладчика по теме «Ложные (народные) этимологии в литературе и устном дискурсе черкесов Турции». Я вылетел 25 ноября в 03.00 рейсом «Стамбул-Минводы».

Во время прохождения паспортного контроля в аэропорте мне сообщили, что я не могу въехать на территорию Российской Федерации. Когда я попытался выяснить причину, по которой я не могу этого сделать, мне ответили: «В Турецком посольстве вам все объяснят». На клочке бумаги мне написали дату «19.08.2015 г.» и объяснили, что до этого срока я не могу въехать в Российскую Федерацию. После чего ко мне подошел один из сотрудников службы безопасности аэропорта и снял у меня отпечатки пальцев, затем меня на два дня заперли в какой-то комнате.

27 ноября 2014 г. в 02:00 меня посадили на рейс до Стамбула и отправили обратно в Турцию. Узнать причину, по которой мне было отказано во въезде на территорию Российской Федерации, мне так и не удалось, как не удалось получить копию протокола, на основании которого мне в этом было отказано.

По возвращении в Турцию я обратился в посольство в г. Анкара, чтобы узнать причину произошедшего инцидента, но там мне сказали, что они сами не знают, почему мне было отказано во въезде в Россию. Я попросил, чтобы мне дали письменный ответ, но и на это получил отказ.

В связи с произошедшим я обращаюсь к Вам с просьбой выяснить причину, по которой мне было отказано во въезде на территорию Российской Федерации, и оказать мне всевозможное содействие для восстановления моего права приезжать в Российскую Федерацию.

С уважением, Эрдоган Боз (Гут).


ЦIыхум и хуитыныгъэхэр хъумэнымкIэ Центрым и унэфэщ Хьэтэжьыкъуэ Валерэ деж

2014 илъэсым, щэкIуэгъуэ мазэм и 26-28-м сэ Къэрэшей-Шэрджэс Республикэм и гуманитар институтым Архъыз щригъэкIуэкIа «Адыгэ IуэрыIуатэр, щIэнхабзэр, бзэр хъумэным ехьэлIа Iуэхугъуэхэр» зи цIэ щIэнIуатэм сыкърагъэблэгъат, «Тыркум ис адыгэхэм я литературэмрэ жьэрыIуатэ дискурсымрэ къыхэщ этимологие нэпцIхэр» зи темэ презентацэ щысщIыну. Сыкъызэрырагъэблэгъам тету, щэкIуэгъуэм и 24 жэщым Тыркум и къалэ Истамбыл сыкъикIри 25 пщэдджыжьым сыхьэтыр 03:00 хуэдэхэм Минеральные Воды и деж кхъухьлъатэ тIысыпIэм сыкъэсащ.

Аэропортым тет къэрал гъунапкъэ блэкIыпIэм и деж си документхэм еплъу, си Iуэхур зэблахыну сыздежьэм, Урысейм сихьэнкIэ сыхуимыт щхьэусыгъуэкIэ сыбламыгъэкIыу къызагъэгъэзащ. СыщIрамыгъыхьэм и щхьэусыгъуэм куэдрэ сыщIэупщIарэ пэт "Тыркум щыIэ посольствэм деж къыщыбжаIэнущ» жаIэ фIэкI, нэгъуэщI зыри къызжаIакъым. Зы тхылъымпIэ кIапэм «19.08.2015» тратхэри, «мы пIалъэр къэсыхун Урысей Федерацэм укъихьэну ухуиткъым» къызжаIащ. Абы къыкIэлъыкIуэу, зы офицер къакIуэри си IэпхъуамбапIэхэр трихащ, аэропортым тет зы пэшым сыщIаубыдэри махуитIкIэ бжэр къетауэ сыщIагъэсащ.

ЩэкIуэгъуэм и 27-м сыхьэтыр 02:00-м деж кхъухьлъатэкIэ Тыркум сыкъагъэкIуэжащ. СыщIрамыгъыхьэм и щхьэусыгъуэ зэрыт документ сыщIэупщIа щхьэкIэ, жэуапыншэу сыкъагъанэри, сэрхуэдэ къабзэу къызагъэгъэзэжа нэгъуэщIхэм хуащI протоколыр къысхуамыщIу сыкъыIуагъэкIыжащ.

Тыркум къэзгъэзэжа иужькIэ Анкара къалэм щыIэ посольствэм сыкIуэу сыщIэупщIа щхьэкIэ, Урысей Федерацэм сихьэнкIэ сыхуиту, къыщIызагъэгъэзам и щхьэусыгъуэр езыхэм ямыщIэу къызжаIэжащ. Мы къызжаIахэр зырыт тхыгъэ сыщIэлъэIуарэ пэт къызамытыну жаIащ.

Аращи, сыныволъэIу си Iуэхур зытетыр зэхэвгъэкIынкIэ, икIи Урысей Федерацэм сыкъихьэнкIэ хуит сыхъужын щхьэкIэ фыкъыздэIэпыкъункIэ.

Боз (Гъут) Эрдогъэн (Erdogan Boz).

zapravakbr.ru