Лишние соотечественники

фото - aif.ru

«Депортация в страну, где идет гражданская война, недопустима»

Маша Твардовская
Автор статьи

Вопрос о соотечественниках из Сирии обсуждается так часто, что об этом становится уже неудобно говорить. Но пока есть нерешенная проблема и люди, которые нуждаются в помощи, оставлять тему было бы неправильно.

Общественные деятели Кабардино-Балкарии (КБР) Валерий Хатажуков, Ольга Эфендиева и Муаед Чеченов рассказали о неизменных проблемах сирийских черкесов и профнепригодных сотрудниках местного управления ФМС.   

Один документ и частокол препятствий

На первый взгляд кажется, что все просто. В Сирии идет полномасштабная война, люди от этой войны бегут. Уезжают туда, где их вроде бы должны ждать, на историческую родину, в том числе в Кабардино-Балкарию.

Но, приехав в Россию, репатрианты становятся мигрантами и не получают ничего, кроме возможности превратиться в дешевую рабочую силу.

Несомненно, лучше жить в мирной стране и иметь хоть какую-то возможность зарабатывать деньги, но такого ли отношения заслуживают соотечественники из Сирии?

“Кавказская политика” неоднократно сообщала о том, что общественные организации не оставляют сирийских черкесов без поддержки. Уже не первый год простые люди, которые не имели раньше отношения ни к политике, ни к социальным акциям, стараются сделать жизнь людей, сбежавших от войны, немного проще.

Меценаты помогли некоторым из них с жильем, хотя многие беженцы до сих пор живут в санаториях Нальчика. Волонтеры стараются оказывать им посильную поддержку в бытовых и юридических вопросах. Рассказывают о проблемах на сайтах своих организаций и в социальных сетях, привлекая все больше внимание к проблемам репатриантов.

Но основным камнем преткновения становятся документы. Для того, чтобы сделать временный вид на жительство или разрешение на работу, сирийским черкесам приходится проходить частокол препятствий местного управления ФМС. Насколько трудно получить гражданство – и говорить не приходится.  

Одна война – разные подходы

Обращения к руководству республики пока не дали никаких результатов. Кроме того, вопрос даже обсуждался в рамках «круглого стола»  в Общественной палате КБР. Но и эти споры не привели власти и общественных деятелей к согласию и не принесли никакого результата. 

«По всем российским законам сирийские черкесы ровно такие же соотечественники, как и беженцы из Украины, – говорит член общественной палаты КБР и руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков. – Абсолютно такие же соотечественники, и все законы в их отношении должны работать так же, как и по отношению к остальным. Но когда дело касается сирийских черкесов, то им даже не удается получить временное убежище, потому что возникают проблемы с продлением вида на жительство.

Допустим, человек не смог продлить вид на жительство, потому что у него не получилось получить соответствующий документ там в Сирии, потому что там идет война.

По всему видно, что он вовремя подал все документы и все правильно сделал. Но ему вид на жительство не продлевают. Это разве справедливо? Или, к примеру, дело с сирийскими студентами, которых хотели депортировать, хотя никаких оснований на то не было.

То, что государство в данном случае здесь, в Кабардино-Балкарии, помогает беженцам из Украины, это правильно и справедливо, и так и должно быть, когда речь идет о гуманитарной катастрофе. Такое же отношение должно быть и к сирийским беженцам".

твитнуть цитатуотправить в vkontakte​Когда дело касается сирийских черкесов, то им даже не удается получить временное убежище, потому что возникают проблемы с продлением вида на жительство
Согласно поправкам к закону об упрощенном получении гражданства, одно из важных условий – знание русского языка. Но большинство соотечественников из Сирии русским языком не владеют, зато знают черкесский.

Выходит, что девяносто процентов прибывших беженцев не могут получить гражданства, хотя способны без трудностей интегрироваться в общество, благодаря знанию черкесского.

«Я считаю, что это абсолютно незаконно, – утверждает Хатажуков. - Кабардинский язык является государственным языком внутри республики. Наши соотечественники, которые проживают в других странах, тоже должны попадать под эту статью упрощенного получения российского гражданства».

Репатрианты или новые мигранты

Проблемы с оформлением документов в ФМС КБР влекут за собой ряд других проблем. Люди без документов оказываются по сути нелегальными мигрантами, которым ничего не остается, как браться за любую работу, которая будет стоить копейки.

«Следствием нерешенных миграционных проблем, как правило, является невозможность трудоустройства соотечественников по своей специальности, квалификации, – рассказывает волонтер организации "Помощь соотечественникам из Сирии" Ольга Эфендиева, – Отсюда мы получаем неквалифицированный труд с оплатой по минимальным расценкам, отсутствие возможности получения полиса ОМС, отсутствие социального обеспечения.

Основной причиной такой ситуации является непризнание на законодательном уровне представителей черкесской диаспоры, проживающей за рубежом, в том числе в Сирии, соотечественниками РФ. Поэтому при их обращении в ФМС к ним применяются правовые нормы, установленные для иностранных граждан.

Им нередко отказывают в разрешении на временное пребывание из-за квоты, утвержденной правительством РФ для соответствующего субъекта, на всех этой квоты не хватает. Но о каких же квотах в отношении беженцев из Сирии может идти речь, если они являются по сути нашими соотечественниками, выезжают на историческую родину из страны, где продолжается военный конфликт? 

твитнуть цитатуотправить в vkontakte​Непризнание на законодательном уровне представителей черкесской диаспоры, проживающей за рубежом, в том числе в Сирии, соотечественниками РФ стало основной причиной проблем беженцев
Давайте посмотрим, насколько рационально и практически бездушно реализуется интересующий нас закон.

В соответствии с пунктом 6, статьи 6 федерального закона о правовом положении иностранных граждан РФ, в случае отказа иностранному гражданину выдачи разрешения на временное проживание, он вправе подать повторное заявление не ранее, чем через один год со дня его предыдущего заявления. Но время пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, при этом иностранные граждане могут находится в РФ суммарно не более 90 дней в течение каждого периода 180 дней.

И они обязаны выехать из России по истечению указанного срока пребывания. И как быть в таком случае нашим соотечественникам, неужели возвращаться в Сирию, рискуя своей жизнью и жизнью членов семьи? И как выезжать на целый год, например, в третью страну проживания, не имея при этом достаточных материальных ресурсов.

Кроме того, еще в феврале 2012 года, учитывая масштабы и характер вооруженного конфликта в Сирии, управление верховного комиссара ООН по делам беженцев призвало правительство стран мира ввести мораторий на принудительное возвращение выходцев из Сирии в эту страну. По общепринятым международным нормам, депортация в страну, где идет гражданская война, недопустима».

«Политика дискриминации»

«Кабардино-Балкарская Республика, как субъект РФ, имеющий свою Конституцию, записала в свою Конституцию норму содействия репатриации наших соотечественников, проживающих за рубежом. Это является обязанностью нашей республики», – говорит член комиссии по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Муаед Чеченов .

На практике всеми этими вопросами занимается управление ФМС по Кабардино-Балкарской Республике. И здесь, по словам Чеченова, трудно не заметить «политику дискриминации по отношению к сирийским соотечественникам».

В пример он приводит историю одного из сирийских черкесов. Его временный вид на жительство в России аннулировали. Причем такое решение принимали в управлении ФМС.

«В отношении гражданина Сирии Абаза А. (22 года) в феврале 2014 было вынесено решение о депортации. Такое решение было принято управлением ФМС, – поясняет Чеченов. -  И только в судебном порядке его удалось изменить.

Городской суд Нальчика признал решение об аннулировании временного вида на жительство Абаза незаконным. Этот случай не единичный. И многие из тех, кому ФМС отказывает в виде на жительство, просто неспособны оспаривать решения в суде. У кого-то не хватает на это ни времени, ни денег.

У меня есть два предположения, по каким причинам ФМС принимает такие решения. Либо эти люди совершенно не знают законов, инструкций, положений, по которым они должны работать, либо преследуют какие-то личные цели. Во всех случаях такие сотрудники профессионально не пригодны и не должны работать в таких структурах».