Северный Кавказ в зону экологического неблагополучия

Фото: РИАН

Минприроды на днях опубликовалоэкологический рейтинг городов России. Незавидные позиции заняли столицы северокавказских республик. Низкий экологический рейтинг у Махачкалы, она оказалась на 75-м месте. Нальчик - на 71-м, Владикавказ -на 64-м, а Грозный на 77-м. Последнее место (87-е) получил Магадан, а вот Москва умудрилась стать четвертой.

Подсчеты производились исходя из данных за 2013 год. При этом создатели рейтинга уточняют, что сведения о некоторых городах могли быть предоставлены в недостаточном объеме или некорректно.
О том, почему регион, славящийся чистой природой и долгожителями, оказался в списке экологически неблагоприятных, и насколько объективен данный рейтинг, корреспонденту «Кавказской политики» рассказал эколог, советник РАН Алексей Яковлев.
- Алексей Владимирович, если говорить языком не ученых и исследователей, а понятным любому горожанину: по каким причинам эти города могли попасть в список самых экологически неблагополучных?
- Я должен заранее сказать, что со скепсисом отношусь к рейтингам — к любым рейтингам, потому что они всегда основаны на каких-то отдельных показателях, которые могут быть важными, а могут и нет.
Что касается Владикавказа — это город с тяжелой экологической обстановкой, это правда. Там есть «Электроцинк» (одно из крупнейших предприятий цветной металлургии России — прим.ред.).
Есть так называемый «накопленный» экологический ущерб, он колоссальный в этом случае. Потому что «Электроцинк» работал десятилетия со страшными нарушениями любого природоохранного и какого угодно санитарного законодательства. И большие территории города отравлены, почва в них отравлена выбросами. Освободиться от этого невозможно, потому что город уже застроен, дороги проложены. Даже если выбросы, как говорят, сейчас не загрязняют почву, этого мало.
На экологии Грозного сказалась, конечно, нефтедобыча. А Махачкала всегда была тревожным с экологической точки зрения регионом. Потому что с одной стороны полупустыни подходят, с другой стороны Каспийское море со всем тоже нефтегазом и проблемами.
- Какие еще города Северного Кавказа могут пополнить рейтинг экологически неблагополучных?
- Я бы еще назвал Лермонтов: там добывали уран, и это не могло не сказаться. И там были огромные выбросы. Чтобы исправить это, надо иметь колоссальные деньги. Сейчас это просто спрятано, забросано землей и засажено деревьями. Но подземные грунтовые воды разносят всю эту отраву, и она распространяется на десятки километров.
В Ставрополе не особо приятная экологическая обстановка. В Краснодаре много зелени и вроде бы и жизнь там должна быть благодатная, но столько пестицидов высыпалось, когда была эпоха колонизации сельского хозяйства и химизация сельского хозяйства, что еще целое поколение будет расхлебывать все эти пестициды. И сейчас, может быть, и рыба отравлена, потому что идет почвенный смыв пестицидов в воду.
Несмотря на благоприятные экологические и природные исходные условия, потихонечку и это превращается в зону экологического неблагополучия.
- Неужели выходит, что жить в Москве безопасней, чем на Северном Кавказе? Она-то в рейтинге на 4-м месте.
- Нет, нет, не сравнивайте. Из Москвы надо бежать тем, кто хочет, чтобы здоровье было и чтобы дети здоровыми рождались. Я своим всем сотрудникам говорю: хотите родить здоровых детей, уезжайте на время из Москвы. Большие города – это страшное дело.
- А все эти экологические проблемы — это советское наследие или наследие постперестроечного периода?
- В разных местах по-разному. Когда в Чечне добывали бензин, просто качали из самодельных качалок и перегоняли — и все окрестные реки были загрязнены бензопиреном. Это, конечно, наследие уже перестройки. А вот «Электроцинк» – наполовину наследие советского периода. Лермонтов и радиоактивные отходы – это стопроцентно наследие советского периода.
- Если объективно смотреть на ситуацию, ее как-то можно исправить? Или на это понадобится слишком много времени?
- Быстро исправить нельзя. Объективный показатель загрязнения – это здоровье населения, экологически зависимая заболеваемость. Так вот ее уровень (и раковой, и другой) в Краснодарском крае очень серьезный.
Как это быстро исправить? Нужно менять направление не просто экологической политики, а всей политики. Потому что сейчас все направлено на привлечение инвестиций, инвестиции и развитие любой ценой. Так вот, эта «любая» цена – это цена нашего здоровья. То есть мы, как слепые котята, как дети в детсаду, бросаемся на золото, чтобы получить эти самые побрякушки сегодня ценой своего здоровья.
Справка «Кавказской политики»: как составлялся экологический рейтинг
При составлении рейтинга учитывались такие параметры, как уровень загрязнения атмосферы, потребление воды и ее качество, обращение с отходами, доли природных и промышленных территорий, доступность общественного транспорта, энергопотребление и другие.
Рейтинг составляется каждый год, в него включены 87 городов — областные центры и города с населением более полумиллиона человек. В этом году в списке появились Севастополь и Крым.
По словам заместителя министра Рината Гизатулина, рейтинг в первую очередь отражает эффективность местной власти: «Задача — показать жителям городов, на каком месте находится их город, чтобы они спрашивали у администрации, почему их город занял то или иное место».
Первые места заняли Уфа, Саранск, Вологда, Воронеж и, как ни парадоксально, Москва. Самый чистый воздух, по информации Минприроды, в Воронеже, самая чистая вода — в Йошкар-Оле, а мусор лучше всего утилизируют в Брянске.
Создатели рейтинга уточняют, что позиции многих городов ниже, чем могли бы быть, из-за предоставления недостаточно полных или некорректных данных. Именно по этой причине результаты некоторых городов хуже прошлогодних.