Тамазова: В Карачаево-Черкесии самое главное – это лояльность и лизоблюдство


Оперную певицу выдавливают из Карачаево-Черкесии за критику состояния культуры

Талантливой оперной певице, выпускнице Саратовской консерватории Мадине Тамазовой руководство Колледжа культуры и искусств им. А. Даурова 28 августа сообщило, что отказывается продлевать трудовой контракт.

Мадина Тамазова называет одну причину случившегося – руководству колледжа, а, возможно, и вышестоящим чиновникам не понравилась ее критика состояния культуры в республике. В интервью порталу «ПОЛИТИКА09» Мадина Тамазова рассказала, как за активную гражданскую позицию ее выдавливают из КЧР.

– Когда и как вы узнали о том, что с Вами не захотели заключать новый контракт?

О том, что со мной не хотят возобновлять контракт, я узнала 28 августа, то есть, перед новым учебным годом.

– На каких условиях Вы работали раньше, на какой срок с Вами заключался контракт? Какую должность вы занимали?

Меня взяли на работу по контракту на 1 год, в колледж искусств имени А.Даурова педагогом по вокалу.

Я в прошлом году вернулась из Москвы одухотворённая и хотела продвигать своё искусство на родине, наивно полагая, что меня поддержат, как специалиста, крепкого профессионала и как землячку, но не тут-то было.

Я наткнулась на полное безразличие и безучастие властей к проблемам искусства и культуры. Стала преподавать в своём родном Колледже культуры и искусств и собиралась наряду с этим выступать с концертами в филармонии. Но с филармонией не сложилось, так как, несмотря на номинальное название, наша филармония не работает в интересах развития культуры и искусств.

В моём колледже меня поначалу приняли с распростёртыми объятьями, мои педагоги были рады видеть меня в своих рядах. Но я испытала откровенный шок, когда увидела свою первую зарплату и стала писать письма на сайт президента о невыполнении в КЧР «майских указов» президента.

А так как в нашей республике нельзя иметь свою гражданскую позицию, то по истечении срока договора, в Колледже культуры и искусств со мной расторгли контракт и впоследствии не возобновили.

– Чем объяснили отказ от продления трудового контракта?

Очень вежливо директор колледжа искусств Куджева Фатима Умаровна мне сказала, что в этом году нет для меня нагрузки, хотя я точно знаю, что в принципе нагрузки хватает. Директор сама нам говорила, что у нас педагогов катастрофически не хватает. Те , кто есть, работают на 3-4 ставки. В прошлом году у меня было целых 2 ставки. Но теперь лично для меня нагрузок нет.

– Вы, сами, какие видите причины случившегося?

Причины вполне очевидны – я неоднократно писала письма на сайт президенту Путину о мизерной зарплате педагогов, о вопиющем безобразии, которое творится в Филармонии, выступала с критикой состояния культуры в КЧР и на вашем портале.

Директор колледжа Фатима Умаровна неоднократно меня вызывала на «ковёр» поругать за это, и публично набрасывалась на педсовете по этому поводу, хотя я всегда говорила, что к ней, как к работодателю я претензий не имею, так как эти ставки не ею установлены.

Но она постоянно меня то ругала, то уговаривала по-хорошему, чтобы я не писала письма «куда не следует».

Меня всегда удивляло, почему она так сильно пытается мне «закрыть рот» в то время, когда я действую в интересах педагогов, а значит и в её интересах.

У меня вскоре закралось подозрение, что её интересы не совпадают с интересами педагогов. Особенно в тот момент, когда она старательно нам на педсовете разъясняла, что ставка, или базовый оклад это не есть зарплата. А зарплатой почему-то считается совокупность ставок.

На самом деле, как я потом узнала из неофициальных источников, министерство культуры КЧР выделяет какие-то деньги для дополнительной стимуляции к зарплате педагогам, но они не на всех педагогов распространяются одинаково.

Фатима Умаровна однажды в пылу беседы со мной нечаянно проговорилась, что по документам у неё самой зарплата 12 тысяч… Но потом осеклась и быстро перевела тему разговора.

В колледже упорно ходят разговоры о том, что есть круг людей, приближённых к директору, которые получают по 40-50 тысяч рублей, а есть изгои, которые получают «голую» зарплату. Круг любимчиков виден невооружённым глазом на педсоветах, когда они все как один выступают в защиту своего глубоко обожаемого директора.

Причём, этот порядок не зависит от стажа работы, образования и профессионализма преподавателя, а зависит от личных предпочтений директора.

Мой педагог, у которого я училась в этом же училище по специальности, не смотря на свой более чем сорокалетний стаж, самую высшую категорию и высокие звания, работая на двух ставках, получает чуть более 12 тысяч рублей. Ну не смогла она войти в узкий круг любимчиков, что поделать.

– Насколько нам известно, Вы имеете хорошее музыкальное образование и серьезный опыт работы. Разве есть причины, не привлекать такого специалиста, как Вы, к преподаванию в колледже?

Ну почему же, меня со всеми моими исходными данными поначалу с удовольствием взяли на работу в колледж, но когда увидели, что я имею свою гражданскую позицию, своё мнение, то я стала угрозой для руководства колледжа. Как видно я затронула запретные темы.

А вообще нашей республике хорошее образование и опыт не повод для того, чтобы человека брать на работу. Наоборот, это вредит его карьере. Самое главное — это лояльность и лизоблюдство.

Я всего лишь один год проработала в этом заведении и ещё не успела никого выпустить. Но у нас есть и другой пример. По словам коллег заслуженного деятеля искусств, композитора и преподавателя Маджита Ногайлиева, проработавшего в этом колледже более пятидесяти лет, на одном из заседаний педсовета в 2013 году его обругали. После этого он уволился из колледжа.

Затем он сильно заболел, хотя до этого, не смотря на свой почтенный возраст, он себя чувствовал отлично, так как всю жизнь поддерживал прекрасную физическую форму. Он даже был «моржом».

Но после такого скандала с его уходом из колледжа, его друзья заметили, что он потерял вкус к жизни. Многие видели, как Маджит Ногайлиев бессознательно кругами ходил вокруг своего колледжа, будто бы никак не мог понять, что теперь он здесь чужой. Потом, как известно с ним произошёл этот трагический несчастный случай.

– Раньше в своих выступлениях публичных вы вообще не затрагивали руководство колледжа искусств. Вы критиковали только руководство филармонии.

Да, я не затрагивала руководство колледжа, я критиковала руководство филармонии за отсутствие её деятельности как таковой и чиновников КЧР, которые установили зарплату педагогам с высшим специальным образованием 3300 рублей.

Но так как я работала на две ставки, плюс вела классное руководство и получала в руки аж 7 тысяч рублей, что выше прожиточного минимума по России, то мне из минкультуры КЧР приходили отписки, что моя фактическая зарплата очень велика и нечего жаловаться.

Недавно пришла опять отписка из минкультуры КЧР, с таким примерно текстом, что «мы вам уже раньше ответили на все ваши жалобы, придумайте что-то новое, иначе мы будем вас игнорировать».

– Не обидно, что в республике так подавляют любую критику?

Конечно, обидно, и это не вселяет оптимизма. Я музыкант и творческий человек, со мной и с такими же, как я, власть имущие не церемонятся. Мы творческие люди легкоранимы и уязвимы. Мы не привыкли ругаться и бороться с наглыми «разжиревшими» чиновниками, вот нас и затоптали.

Лично я как музыкант, всю жизнь занималась усовершенствованием своего профессионализма и не была готова к жёсткой борьбе. Также и многие мои коллеги. Ведь, музыкант – это одна профессия, а политика совсем другая. А теперь приходится ещё и свои элементарные конституционные права на работу отстаивать. Это очень трудно.

Вы не замечаете, что с каждым годом все меньше слышны имена выдающихся деятелей культуры в КЧР? Такое чувство, что их ряды редеют в разы…

Культура в КЧР находится в глубоком упадке, а очередные выборы депутатов в парламент опять тому доказательство. Среди кандидатов не наблюдается ни одного деятеля культуры.

– Чем собираетесь заниматься дальше?

Буду заниматься своей профессией и расчищать по мере сил препятствия на этом поприще. Отступать некуда. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.