Уникальные экспонаты о воинской культуре черкесов (адыгов) представлены на выставке в Москве (+ фото)



В Центральном музее вооруженных сил России в Москве открылась выставка об истории формирования воинской культуры адыгов от эпохи античности до конца XIX века. По мнению ученых, современные адыги пытаются возродить профессии своих предков.
Выставка о воинской культуре адыгов в Москву переместилась после показа в Нальчике и Майкопе
Выставка "Адыги: рыцари, всадники, воины...", которая открылась в Центральном музее вооруженных сил Российской Федерации (ЦМВС РФ) в Москве 14 октября, была сформирована в прошлом году из фондов Национального музея Республики Адыгея (НМРА) и Национального музея Кабардино-Балкарской Республики. Тогда же выставка экспонировалась в Майкопе, а с мая по сентябрь текущего года демонстрировалась в Нальчике.
В этническую общность "адыги" входят черкесыадыгейцыкабардинцы и шапсуги, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Краснодарском крае.
Решение о демонстрации выставки в российской столице было принято после обращения сотрудников кабардино-балкарского музея в Центральный музей вооруженных сил РФ в Москве.
В настоящее время выставка расположилась в 24-м зале столичного музея вооруженных сил России. Экспонаты можно посмотреть с 14 октября по 12 декабря.
"Вход на саму выставку бесплатный. Необходимо лишь заплатить за вход в музей – взрослым 150 рублей, детям – 75 рублей", - сообщила  корреспонденту "Кавказского узла" начальник научно-просветительского отдела ЦМВС РФ Ольга Тихомирова
На выставке представлены уникальные экспонаты
Все экспонаты выставки уникальны и рассказывают о длительной истории формирования воинской культуры адыгов от эпохи античности до конца XIX века, которая стала частью российской культуры, сообщила директор НМРА Фатима Джигунова.
"Адыги – законодатели моды и создатели одного из видов холодного оружия. Например, оружие "шашка" было изобретено адыгами и распространилось далеко за пределами Кавказа", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Фатима Джигунова.
На выставке представлены предметы из археологических памятников, рассказывающие о богатой всаднической культуре адыгов, своеобразном менталитете народа, неписаном кодексе чести – "Адыгэ хабзэ", уважительном отношении к оружию.
"Сложно выделить какой-то артефакт на выставке. Можно отметить бронзовые предметы конской упряжи, выполненные в своеобразном меотском зверином стиле, воинский поясной набор, функционировавший в средневековье. Среди экспонатов - замечательный комплекс XVI в. из кургана нарта Асрана, наиболее уникальным экспонатом которого является серебряный ковш. В одной из витрин демонстрируется полный мужской убор XVIII-XIX вв., среди частей которого наиболее известны черкеска и пояс с набором серебряных деталей и кинжалом – все, без чего невозможно представить внешний облик адыга", - отметила Джигунова.
Бгажноков: культура не утеряна – современные адыги сохранили честь воинов и рыцарей
Исторически на Северном Кавказе была развита всадническая культура, отмечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований Барасби Бгажноков.
Эта культура разработана подробно и детально и включает в себя как "конное" ответвление, так и "пешее". Ярким примером служит борьба между всадниками и защищающими крепость или усадьбу пехотинцами с палками. В задачу конников входит проникнуть в здание, в то время как обороняющиеся палками должны спихнуть наездников с коней.
"Это очень опасная игра. Бывали и летальные исходы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Барасби Бгажноков.
Другой обычай напоминает бодание на конях. Два всадника, управляя лошадьми, пытаются спихнуть противника, наскакивая на соперника конской грудью; от сильного удара более слабый всадник теряет равновесие и падает. Победитель сражается с третьим соперником, и если одерживает победу, то становится победителем турнира, рассказал Бгажноков.
Адыги традиционно чтили старших. Так, молодой странник, встретивший в дороге старшего товарища, обязан был предложить помощь, стать его "оруженосцем" и проводить до места назначения. "Если старший не нуждался в услугах, то отпускал, поблагодарив за оказанное уважение", - сообщил Бгажноков.
Сейчас нечто похожее есть на свадьбах и прочих торжествах, когда молодежь независимо ни от чего возит старших родственников и гостей, но "теперь вместо лошадей используют автомобили", отметил ученый.
"В какой-то мере все сохраняется. Культура не утеряна – в Адыгее проводятся скачки, фестивали, различные мероприятия. Современные адыги сохранили честь воинов и рыцарей", - считает Барасби Бгажноков.
Хотко: адыги пытаются изучить историко-культурное наследие и возродить некоторые профессии
Рыцарей в классическом понимании, а не в переносном смысле, в Адыгее не осталось, считает кандидат исторических наук, член-корреспондент Адыгской международной академии наук Самир Хотко, отмечая, что сейчас адыги пытаются изучить историко-культурное наследие и возродить некоторые профессии, которые находились на грани исчезновения.
По словам Хотхо, в частности, художник, дипломат и изготовитель адыгских народных музыкальных инструментов Замудин Гучев спас традицию игры на шичепшине – адыгской народной скрипке, выучившись игре сам и обучая других людей.
"Развивается и коневодство: в Нальчике Ибрагим Яганов организовал поддержку и заботу на профессиональном уровне. В этой связи возрождается культура всадника – это не только джигитовка, но и костюм, владение холодным оружием – шашкой, ткацкое, кузнечное ремесло, которым искусно владеет директор Национального музея КБР Феликс Наков. В Адыгее есть энтузиасты, которые коллекционируют сбруи, все конское оголовье, обучают навыкам изготовления", - рассказал Самир Хотко.
Автор: Олег Красновисточник: корреспондент "Кавказского узла"

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/270659/
© Кавказский Узел