Тхьэшхуэгухьэж - главный обрядовый черкесский праздник


22.09 (Сентябр) - Тхьэшхуэгухьэж - главный обрядовый черкесский праздник

Слово Тхьэшхуэгухьэж означает «Единение с Богом - Тхьа Великим». Как известно, чувство единения с Богом является мощным источником духовных и физических сил человека. 

Тхьэшхуэгухьэж отмечается в первый четверг после осеннего равноденствия. Этот праздник является календарным Тхьэлъэlу. Он связан с окончанием сбора урожая.

На месте Тхьэлъэlупlэ устанавливается Т-символ. Приносится обрядовая пища, проводится жертвоприношение.

Тхьэлъэlу завершается исполнением обрядового танца Тхьэшхуэ Удж, который с древнейших времен танцуют черкесы в честь Великого Единого Бога Тхьа. 

***

Праздник Тхьэшхуэгухьэж упоминается у Лонгворта, — корреспондента лондонской газеты «Таймс», побывавшего в Черкесии в 1839 г., и написавшего книгу "Год среди черкесов" (1840). 

Лонгворт, ошибочно считая его праздником Созреш, описывает и установленный Т-символ, и благодарственный Хох старшего за хороший урожай, и указывает время его проведения - конец сентября. 

/Праздник же Созреш (Дыгъэгъазэ), который отмечается 22 декабря, не связан со сбором урожая, и при его проведении устанавливается не Т-символ, а Хьэмкъутей баш - ветвь боярышника/. 

***

Имеется русский перевод черкесского текста, зафиксированного в Кабарде в первой четверти XX века:

"В нашей Кабарде божественный танец (Тхьэшхуэ Удж) Великому Тхьа устраивался на длинном холме – на гребне, который расположен на берегу Махогерсыхе, горы, обращенной к солнцу. Каждый год у этого холма собирались со всех селений Кабарды, постепенно стекался народ… Тут же закалывали быков, баранов, для того пригнанных сюда. "В жертву Тхьа", - говорили при этом. Привозили много хмельного. Ели. Пили. И те, которые позже приняли Христианство, не переставали верить в Тхьа – создателя жизни. Когда затем приняли Ислам, все же не прекращали выполнения древних обрядов".

Ш. Ногма пишет, что осенний праздник Тхьэшхуэгухьэж праздновался с большим торжеством: "Сперва читали молитву, называемую тхашхо-гухаж, что значило «прибегать к великому богу». В этой молитве просили всевышнего даровать им здоровье и воссылали благодарение за прошедшее лето, за сотворение хлеба и плодов земных и пр.; после молитвы пировали и веселились". (Ш. Ногма. "История черкесского народа, составленная по преданиям кабардинцев", издана под названием "История адыхейского народа", 1893 г.).

Праздник Тхьэшхуэгухьэж считается настолько важным, что если на нем, из двух братьев присутствовал только младший, то год после этого он считался старшим.