Валерий Хатажуков: «Нас связывают по рукам и ногам»


«В КБР с июля 2015 года фактически нет правозащитного центра»

«Нас связывают по рукам и ногам, поэтому мы и решили отказаться от иностранного финансирования»

Валерий Хатажуков
Правозащитник

Минюст России на этой неделе включил отделение движения «За права человека» в Кабардино-Балкарии в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Руководитель регионального центра Валерий Хатажуков рассказал КАВПОЛИТу, что еще в июле было принято решение о самоликвидации отделения. По словам общественного деятеля, в настоящее время идет процесс регистрации новой правозащитной организации.

9 июля на общем собрании было принято решение о самоликвидации отделения «За права человека» в Кабардино-Балкарии, была создана ликвидационная  комиссия.

Причина ликвидации заключается в следующем. Центральный офис «За права человека», который включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, хотел выйти из этого реестра, поскольку они уже год не получали иностранного финансирования. Им отказали по той причине, что иностранный грант получаем мы. Хотя отделение «За права человека» в республике, по сути, — отдельная организация, самостоятельное юридическое лицо.

Еще до проведения собрания, 3 июля, мы отказались от гранта, который получали через фонд NED.

11 июля мы уведомили управление Минюста РФ по КБР о самоликвидадии, предоставили им соответствующий протокол. 22 июля нас включили в реестр организаций, находящихся в стадии ликвидации.

Таким образом кабардино-балкарского правозащитного центра как организации, созданной для реализации конституционных прав граждан на объединение и продвижение своих интересов, фактически не существует с 11 июля 2015 года.   

Несмотря на это, была назначена внеплановая проверка нашей организации. Такое указание пришло из московского Минюста РФ.

В результате был составлен акт, согласно которому, некоторые проводимые нами за проверяемый период мероприятия можно квалифицировать как политическую деятельность.

В документе конкретно говорится о двух интервью, опубликованных на КАВПОЛИТе: от 15 сентября 2014 года «Метрополия и "кавказские туземцы"» и от 19 июля 2013 года «Валерий Хатажуков: в КБР права людей грубейшим образом нарушаются». Материалы были перепечатаны на наш сайт.

В акте сказано, что мы подпадаем под понятие «иностранный агент», с чем мы, конечно, не согласились и написали Возражение.

Отмечу, что названные публикации не входят в рамки проверяемого периода.

Согласно решению Конституционного суда, под определение политической деятельности могут подпадать только публичные мероприятия, проведенные организацией по решению ее коллегиальных органов, но никак не личные заявления, которые делаются не от имени организации, и не интервью, которые даются в частном порядке.

Мы привели все эти доводы в Возражении и подчеркнули, что не было никаких оснований для назначения данной проверки. Но доводы приняты не были.

Год-полтора ситуация вокруг деятельности регионального отделения «За права человека» висела над нами, как дамоклов меч. Постоянно приходилось заниматься самоцензурой, и работа от этого страдала. Проходили проверки, связанные с финансированием, прокуратура нам вынесла предостережение, которое мы оспаривали в суде в течении года и в конечном итоге выиграли.

Год-полтора ситуация вокруг деятельности отделения «За права человека» в КБР висела над нами, как дамоклов меч

Нас связывают по рукам и ногам, поэтому мы и решили отказаться от иностранного финансирования.

В этом году был период, который длился почти полгода, когда мы каждую неделю отправляли отчеты о проведенных публичных мероприятиях в Минюст. И в то же время с Минюстом по КБР у нас не возникали сложности. Отношения были деловые, вполне нормальные. Наши отчеты рассматривали, пристально следили за нашей деятельностью, но все это было в рамках правил, не могу сказать, что в Управлении Минюста по КБР к нам предвзято относились.

За годы работы мы 6-8 раз обращались в различные российские фонды, в том числе в местные. И только один раз мы получили грант в «Гражданском достоинстве», когда ее возглавляла Элла Памфилова.

В последний раз мы, намереваясь отказаться от иностранного финансирования, в мае этого года подали заявку в «Гражданское достоинство» и написали в NED, что не будем продлевать с ними договор. Но, к сожалению, в списках победителей нас не оказалось, как и многих других правозащитных организаций.

Мы намерены и дальше продолжит свою работу. Безусловно, что это во многом будет зависеть от того, как мы сможем решать вопросы, связанные с финансированием. Вселяет надежду то обстоятельство, что в эти дни к нам обращаются многие жители республики, выражают нам свою поддержку. Они готовы оказать нам посильную помощь и убеждены, что мы обязательно должны продолжить свою деятельность.