О Совете Старейшин ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» (Адыгея)

Чатиб Хунагов

Уважаемые друзья и соратники!

  Как говорили великие просветители: «То государство цветет, где справедливость и разум живет». Не хочу показаться  не скромным, но весь мой большой жизненный опыт и те заслуги, которые я честно зарабатывал перед родной Адыгеей более 60 лет трудовой деятельности, думаю, позволяют мне объективно оценить события,происходящие в общественных объединениях республики.  

  Как известно, создавая различные общественные движения, организации, «Хасэ», Союзы и Советы народы надеются через них сохранять и развивать свой язык, вековые обычаи и традиции, показать всю доброту нравов и порядочность своей нации.

  Для этих же целей и был создан в 2009 году Совет Старейшин ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент»  из числа уважаемых и заслуженных ветеранов, с большими признанным опытом работы, внесших свой осязаемый вклад в создании Республики Адыгея и укрепление ее экономики.

    Члены Совета Старейшин ОД «Адыгэ-Хасэ-Черкесский Парламент» благодарны Главе Республики А.Тхакушинову, Премъер-Министру М.Кумпилову и многим другим республиканским руководителям за постоянную поддержку и личное участие в нашей работе, позволившей плодотворно заниматься вопросами «Адыгагъэ» в республике,возрождения обычаев и традиций адыгов, более полному изучению детьми их родного языка и многое другое, что принесло нам заслуженный авторитет и уважение.

  Так Старейшины, за 8 лет своей работы сумели заново восстановить и укрепить добрые взаимоотношения между всеми общественными движениями и организациями, а также с Казачеством республики, совместно с которыми был создан координационный совет для мирного урегулирования возникающих конфликтных ситуаций.  

   Но видимо, у кого-то явно стала вызывать раздражение и зависть наша слаженная работа с общественными объединениями и властными структурами и с приходом к руководству в ОД «Адыгэ Хасэ- Черкесский Парламент»,далеко не соответствующего такой работе А.Богуса, при поддержке куратора общественных объединений Адыгеи Х.Мешлока, авторитет Совета Старейшин стал ими целенаправленно подрываться. И стало совершенно очевидным, что все их действия идут в полном противоречии с требованиями Президента России В.В.Путина о необходимости широкого использования знаний и жизненного опыта старшего поколения в работе государственных и общественных организаций.

  С учетом этого итого, что совсем недавно я узнал о желании нынешнего руководителя ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» А.Богуса повторно выдвинуть свою кандидатуру на пост вице-президента Международной Черкесской Ассоциации (МЧА) заставили меня взяться за перо. В связи с этим, мне, как и большинству членов Совета Старейшин, очень хотелось бы понять, как человек, не проявляющий никакого уважения к мнению, возрасту       и   заслугам   старшего   поколения,   наносящий   незаслуженные   оскорбления  и унижения, а затем высокомерно не допускающий хоть каких-либо извинений, а также, являющийся фигурантом нескольких уголовных дел, связанных с различными финансовыми махинациями, как  это видно из  региональной прессы Краснодарского края, может представлять нашу республику в такой уважаемой и авторитетной организации, а тем более, до сих пор, еще возглавлять ОД «Адыгэ Хасэ- Черкесский Парламент» РА.  

    Нам старейшинам, очень трудно равнодушно смотреть, как методично разрушаются моральные основы «Адыгэ-Хасэ», созданной для сохранения и восстановления в республике «Адыгагъэ» и «Адыгэ Хабзэ».Как никогда, расцвело подхалимажество и соглашательство внутри самого ОД «Адыгэ-Хасэ»,достигнув небывалого уровня. Ярким примером этого является  организованная А.Богусом, при помощи и поддержке, своего родственника, куратора общественных объединений республики Х.Мешлока, прямая дискредитация меня и членов Совета Старейшин перед общественностью и руководством республики.

    Чтобы не быть голословным, приведу лишь некоторые из их многочисленных   безнравственных поступков:

    Так, за 3 дня до начала Съезда ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», в ноябре 2013 года, у них созрела мысль разогнать весь состав Совета Старейшин, но понимая, что на съезде они не смогут открыто добиться моего не переизбрания в члены Совета ОД «Адыгэ Хасэ», они стали шантажировать меня, для чего два раза посылали ко мне домой «гонцов» с ультимативным требованием самому, еще до начала съезда, подать заявление и выйти из состава членов Совета ОД «Адыгэ Хасэ», совершенно не объясняя мне мотивов или причин этого. Но, я не поддался такой провокации. На съезде же, когда огласили состав президиума, меня умышленно не назвали.

  Они подумали, что унизили меня, но у них не хватило ума, что этим они одновременно обидели весь Совет Старейшин, демонстративно нарушив общепринятый порядок избрания президиума съезда. Я знал, что  весь расчёт у них был на то, что я обижусь и сам уйду со съезда, но я стерпел.

    Хотя такого правила нет ни в Уставе, ни в Положении ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», но оно подразумевается, что к началу съезда все органы ОД «Адыгэ Хасэ»  сложили свои полномочия. Поэтому и Совет Старейшин солидарно тоже сложил их. И я, по действующему положению Устава ОД «Адыгэ Хасэ», как самый старший член Совета«Адыгэ Хасэ», возглавил процедуру избрания её председателем А.Богуса (о чем теперь искренне сожалею). Он же, хотя и обязан был сказать на съезде о Совете Старейшин, умышленно не произнес о  нем ни слова.

    У Совета Старейшин есть свое независимое«Положение о Совете Старейшин» по его формированию, избранию его руководителя,а при необходимости и роспуска, и особо хочу подчеркнуть, позволяющее это делать, только самим членам Совета Старейшин. И узнав об этом, А.Богус просто выкрал из нашей папки это «Положение» и самовольно поменял в нем пункты, мешающие ему лично назначать или распускать Совет Старейшин. И такое позволил себе сделать сам председатель ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», который должен являться эталоном честности и порядочности для всех её членов!    

    Несмотря на такую грубую попытку подлога мы, в полном соответствии с нашим  настоящим Положением,  провели   отчетно-выборное  заседание Совета Старейшин в декабре 2013 года, где единогласно переизбрали меня его председателем, хотя входе того заседания я, несколько раз просил выбрать кого-нибудь другого. Этот эпизод я специально подчеркиваю, в связи стем, что А.Богус, сильно раздосадованный тем, что вот уже более 2 лет не может разогнать Совет Старейшин, постоянно всем лжет, утверждая, что Совета Старейшин уже якобы не существует.

   Он  демонстративно заменил  замок  на входной двери в наш совместный с «Адыгэ-Хасэ» офис, и до сих пор не дает нам проводить плановые заседания.

    А.Богус позволяет себе и другие возмутительные хулиганские поступки. Даже на заседаниях Исполкома «Хасэ». Так, например он хотел наброситься с кулаками на выступающего с критикой в его адрес А.Ю.Куека, который потом обратился к Старейшинам, чтобы разобрать хулиганское поведение А.Богуса.

    Далее. На одном из заседаний, будучи еще простым  членом  Совета «Адыгэ- Хасэ-Черкесский Парламент»,  он,  не  предъявив никаких фактов, обвинил    бывшего  председателя  ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» Арамбия Хапая  в   растрате  им  общественных денег. И А.Хапай, посчитав  это    голословное  обвинение    личным  оскорблением,   добровольно покинул пост председателя.

   Многое об  этом человеке говорит и такой факт. Не согласовав ни с Советом «Хасэ», ни тем более с общественностью, которую это напрямую и касается, он позволил себе на митинге в День Памяти и Скорби по жертвам Кавказской войны, выступить с речью о том, что пора мол перестать широко отмечать этот день, т.к. прошло уже 150 лет и с учетом реалий сегодняшнего дня все время ворошить прошлое не обязательно . Этим он, видимо, хотел поддержать мнение определенного круга людей, но не понял главного, что такими необдуманными призывами, от кого бы они не исходили, не вычеркнешь из людской памяти эти трагические события, так сильно повлиявшие на адыгский этнос.  

    Он осуществил и другую очевидную глупость, самовольно и противоправно включив по  кооптации три своих человека в состав Совета Старейшин при Главе республики, самовольно решив, что они могут стать заменой Совета Старейшин при ОД «Адыгэ Хасэ».

    Учитывая такое положение дел и плохое отношение А.Богуса к членам Совета Старейшин, мы попытались наладить с ним отношения и в начале января 2014 года, пригласили его с некоторыми членами исполкома «Адыгэ Хасэ» на заседание Совета Старейшин.

  Там он начал свое выступление с безапелляционных требований к Совету Старейшин с которыми старейшины не согласились, т.к. Совет Старейшин, только на условиях добровольности и независимости работает с ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент». Но А. Богус продолжил свои провокационные заявления, а затем перешел и на прямые хамские личностные оскорбления в мой адрес, что в последствие, по предложению некоторых членов Совета Старейшин,вылилось в судебный иск к нему.

   Состоявшийся суд вынес справедливое решение,которое А.Богус, до сих пор, всячески пытается скрыть от Исполкома и членов Совета ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», умышленно извращая итоги этого судебного решения.

    Здесь, я хотел бы отметить, следующий факт.Еще до вынесения судом решения, член ОД «Адыгэ Хасе-Черкесский Парламент» Хазраиль Ханахок -порядочный и честный человек, у которого действительно болит душа за всех без исключения «хасэвцев», убедил меня посочувствовать А.Богусу и забрать мое заявление из суда. Поэтому, он организовал А.Богусу встречу со мной, на которой А.Богус пообещал мне, что сам лично, в течение одной недели, встретится со старейшинами и извинится перед нами, а я дал слово, что заберу заявление из суда. Я прождал его два месяца, но он так и не появился. Более того, затем я узнал, что он заявил членам исполкома «Хасэ», что это якобы я настоял на этой встрече с ним, и что два часа упрашивал его разрешить мне работать председателем Совета Старейшин.

  Это еще раз подтверждает, что нет пределов двуличию этого человека, как ни стыда ни совести или «Адыгагъэ». Он своим узурпаторством в «Хасэ» так всех запугал, что весь исполком единогласно будет утверждать только то, что говорит А.Богус.  

  Мало того, что он потом целый год по всяким надуманным причинам затягивал вынесение решения судом, всячески пытаясь уйти от ответственности, так еще, даже перед коллегией судей ВС Адыгеи, не постеснялся продолжать клеветать на меня, утверждая о якобы не существующих у меня хоть каких-либо заслугах и уважения в обществе, а также, как, якобы, сказал ему Х.Мешлок, это мнение разделяется руководством республики.

  Далее,в ходе судебного заседания, чтобы хоть как-то усилить свои шаткие позиции и еще больше очернить мой моральный облик перед судьями, А.Богус заявил, что меня исключили  из членов Совета «АдыгэХасэ», но «забыл», правда сказать, что это было сделано заочно, в мое отсутствие, без объяснения причин или мотивов, такого несправедливого решения к самому старшему члену этой общественной организации, являющемуся к тому же, ветераном ВОВ и Труда, кавалером многих государственных наград и званий,почетным гражданином родного района, города и аула. Более того, это заявление он сделал специально, как раз к моменту рассмотрения его апелляции  коллегией ВС Адыгеи.

  Несмотря на это, я все же я обратился с официальным письмом к Председателю Парламента РА  с просьбой оказать помощь и разобраться,наконец, в истинных   причинах моего несправедливого заочного исключения из членов Совета ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», однако Х.Мешлок, как я полагаю, постарался, чтобы оставить моё письмо без рассмотрения.

  Все это является убедительным доказательством того, что, чтобы не случилось с тобой сегодня, у нас в Адыгее, как бы не издевались даже над заслуженными ветеранами старшего поколения, невозможно стало защитить себя и своё честное имя.

  Я не думаю, что такое неслыханное отношение к старейшинам возможно, хоть в одной из братских нам Северокавказских республиках.

   Понимая всю неправомерность своих действий и, что им все-таки придётся отвечать за оскорбления, непочтение и даже демонстративное  унижение по отношению к заслуженным и уважаемым ветеранам республики, а также в целях своего спасения, Богус, по протеже Х.Мешлока, еще в начале прошлого года, оперативно организовал делегацию из  членов «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» на встречу с Главой Адыгеи, в которую, несмотря на то, что речь шла о дальнейшей судьбе Совета Старейшин, они, однако, не включили ни меня, ни хотя бы одного из членов Совета Старейшин.  На этой встрече они сознательно  ввели в заблуждение Главу республики относительно работы и дальнейшего существования Совета Старейшин и получилось так, что он,согласился с позицией, всего лишь одного человека, проигнорировав и не узнав  мнение 27 заслуженных старейшин Адыгеи.  

      Также,необходимо сказать и о той неблаговидной роли, в которой выступает   Х.Мешлок,  не по правде и закону, а любой ценой, покрывающий все аморальные поступки А.Богуса и никогда не доводящий их до руководства республики, но моментально докладывающий о малейших, кажущихся ему, шероховатостях в работе Совета Старейшин и моей лично, чтобы создать нам плохой имидж перед Главой Адыгеи. Но, хочу подчеркнуть, что я не против Х.Мешлока и, даже наоборот, его доброжелатель. Просто, я хотел бы видеть на такой ответственной должности  в  правительстве   честного  и   справедливого  человека,  умеющего беспристрастно относиться ко всем без исключения членам доверенных ему общественных организаций и особенно к пожилым людям, как того требуют наши адыгские традиции и этикет государственного служащего и чего, однако, не наблюдается сегодня у него. Он, как куратор общественных объединений в республике, может и должен своим авторитетом и примером оказывать прямое влияние  на  соблюдение  всеми,  без исключения,  «Адыгагъэ»,  «Цыlфыгъэ»   и «Шъыпкъныгъ» проявлений которых у нас, к сожалению, с каждым годом всё меньше, но видимо, у него самого их маловато.  

   Обидно и грустно видеть, как А.Богус и Х.Мешлок, сами  пока еще  не  сделавшие ничего стоящего для общества, но волею судеб находящиеся на его высоких  постах, позволяют  себе  многократно, нагло  и  цинично отзываться  о репутации людей,которые, с первых дней, стояли у истоков становления нашей республики.

    В моем возрасте, когда за  плечами лежит груз многих честно отданных служению обществу трудовых лет, уже трудно оставаться наивным человеком, но я искренне не могу понять, почему люди, в чьей власти справедливо и честно оценить и повлиять на создавшуюся ситуацию, молчаливо поддерживают все эти безнравственные поступки А.Богуса.  

    Все это происходит в нашей республике как раз в тот момент, когда президент нашей страны однозначно требует от руководителей регионов прямого сотрудничества с ветеранскими,патриотическими организациями и объединениями и считает, что действия отдельных лиц и  групп, вносящих раздор и способствующих разобщению в  таких организациях, должны расцениваться,как подрыв имиджа не только всего региона и его руководителей, но и авторитета  сегодняшней  власти, получившей высочайший рейтинг доверия народа.

  Деятельность Председателя ОД «Адыгэ Хасэ- Черкесский Парламент» А.Богуса и куратора общественных объединений  Адыгеи Х.Мешлока,  как  раз и  являются  ярким  примером такого раскола и разобщения, что уже привело к появлению в Адыгее нескольких независимых общественных объединений под различными названиями: ОД  «Старейшины Адыги»,   Майкопская   городская    общественная организация «Адыгэ Хасэ -Черкесский Совет» и др., что является огромным тормозом при выработке   единого   мнения    по   значимым  вопросам  общественной жизни республики и не дает достигнуть единства действий среди адыгейского этноса по защите справедливости и "Адыгагъэ".

   Мы уже давно видим эти проблемы. Поэтому год назад я  обратился к директору Адыгейского института Гуманитарных исследований Батырбию Берсирову с просьбой - выступить на очередном заседании Совета Старейшин с докладом о сегодняшнем отношении к адыгейскому этикету в республике и как это должно быть по нашим обычаям и традициям, чтобы в дальнейшем мы могли показать людям наше согласованное видение этого. Доклад вызвал большой интерес и полное одобрение у присутствовавших на этом Совете Старейшин. Однако, Х.Мешлока, видимо напугали некоторые откровенные положения этого доклада и он решил ускорить, как-то ранее высказанную в телефонном разговоре со мной угрозу: «Мы Вас разгоним». Это и стало началом его компании, совместно с А.Богусом, по дискредитации под любым предлогом Совета Старейшин.

    В связи с таким плачевным положением в ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» и откровенно враждебным отношением к Совету Старейшин со стороны его руководителя    и    куратора   общественных  объединений Адыгеи  Х.Мешлока, я вынужден обратиться с этим письмом к общественности республики и хочу еще раз поставить вопрос:  «Может  ли  человек, с  таким  набором аморальных качеств и поступков,возглавлять ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент», да еще быть переизбранным в Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА), чтобы говорить там от имени всей Адыгеи лишь только потому, что он родственник высокопоставленного чиновника?!»

Председатель Совета Старейшин ОД «Адыгэ Хасэ-Черкесский Парламент» 

Ч.Хунагов