Насколько серьезна обида Анкары на заявление Путина о «геноциде» армян?


Турция-Россия: что дальше?

Дориан Джонc

Несколько месяцев назад отношения между Стамбулом и Москвой были на подъеме – не в последнюю очередь благодаря хорошим отношениям турецкого и российского президентов. Однако сегодня аналитики рассуждают о том, что в дружбе России и Турции появилась трещина, несмотня на крепекие экономические связи, остающиеся значительной объединяющей силой.

Подобные предположения, в частности, стали озвучиваться после того, как Владимир Путин охарактеризовал массовое истребление армянОсманской империи «геноцидом», а Анкара отказала Москве в присутствии своего руководства на параде в честь 70-летия победы над нацизмом. Все это происходило на фоне усиления негативной риторики с обеих сторон.

Анкара де-факто ведет словесную войну с Москвой после заявления президента России Владимира Путина...

«Нам не нужно выслушивать лекции о геноциде от страны, которая в прошлом на протяжении столетия участвовала в резне и этнических чистках», – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после визита Путина в Ереван на церемонию, посвещенную столетию гибели армян в Османской империи.

Колумнист-обозреватель портала «Аль-Монитор» Семин Идиз отмечает, что за последние дни двусторонние отношения претерперли ряд негативных изменений.

«Еще до недавнего времени отошения Турции и Москвы можно было считать примером дружбы стран, – отмечает Идиз. – Однако в настоящий момент они видимо пошли ко дну. Одно из доказательств – отказ Эрдогана приехать в Москву на празднование Дня Победы. Мне кажется, что на данный момент видимость того, что Путини и Эрдоган – закадычные друзья – разбита».

В декабре минувшего года Анкара с почестями приняла президента Путина, который, в свою очередь, назвал Турцию стратегическим партнером России, отменил проект стоительства газопровода в Европу через Болгарию и обнародовал план стоительства нового – «Турецкого потока».

Аналитик Института изучения энергетики и политики в Анкаре Волкан Оздемир считает, что подобные проекты, включая расшиение торгового оборота, не будут затронуты даже после недавних инцидентов:

«Я не вижу никакой связи между политическим напряжением и проектами газопроводов или сделок, касающихся «Турецкого потока». Отношения Турции и России строятся на взаимных экономических интересах, а не стратегического альянса. Россия – главный партнер турецкого импорта и крупный рынок сбыта турецких товаров».

На этой неделе российский гигант «Газпром» объявил о новой сделке по поставкам газа частным компаниям Турции. Министр энергетики Турции и глава «Газпрома» седьмого мая подписали соглашение, подтвердив планирование начала поставок газа по «Турецкому потоку» к декабрю 2016-го года.

Подобное развитие ситуации, отмечают эксперты, может разочаровать союзников Анкары на Западе – они уже выразили обеспокоенность этим решением Турции в то время, как Запад стремится добиться экономической изоляции Москвы за ее роль в конфликте в Украине.

Анкара до сих пор отказывалась соблюдать режим санкций против Москвы и не озвучила критических высказываний в адрес северного соседа за его действия в Украине.

Эксперт по международным отношениям в стамбульском университете Кадир Хас Соли Озел отмечает, что последний обмен «любезностями» между Москвой и Анкарой продемонстрировал отсутствие баланса в отношениях сторон.

«Россия не совсем осторожна в том, что касается уважения турецких интересов, – считает эксперт. –Я не вижу, чтобы Москва особенно старалась не расстраивать и не оскорблять Анкару. Турки, обычно, намного осторожнее, аккуратнее. Таким образом, на мой взляд, мы наблюдаем отношения неравных сторон».

Озел отмечает, что Анкара даже не отозвала своего посла из Москвы после заявлений Путина. Турция отозвала посла из Вены, Ватикана и Люксембурга после аналогичных заявлений о «геноциде армян».

Тем не менее, колумнист Идиз считает, что Анкара рискует углубить свою изоляцию, и поэтому не может позволить себе оттолкнуть могущественных союзников:

«С начала ''арабской весны'' Турция начала терять друзей и союзников в регионе и на Западе. Отчасти это произошло из-за несколько жесткого тона Эрдогана и его поддержи «Братьев-мусульман». Поэтому да, изоляция как раз «в меню» сегодняшних внешнеполитических реалий Турции».

Старший советник турецкого президента охарактеризовал внешнюю политику Анкары как «дорогостоящую изоляцию». Тем не менее, аналитики отмечают, что подобная позиция, по всей видимости, несколько более гибкая, когда речь заходит о странах, подобных России, и российский лидер, судя по всему, прекрасно это понимает.