Блеск и печаль Джылы-Су - Кабардино-Балкария


Джылы-Су – это западная точка в Малкинском ущелье Кабардино-Балкарии, расположенная у северных склонов Эльбруса. Это место удивительной красоты и невидимой, но осязаемой природной энергетики. Сегодня из-за последствий дорожного строительства и, как следствие, стихийного наплыва людей уникальному бальнеологическому месту грозит экологическое бедствие.

Люди, побывавшие в Джылы-Су, всю жизнь хранят в памяти восторженные воспоминания о купании в нарзанной ванной, походах, вечерних кострах, холодных ночах, видах восхода солнца, озаряющего белоснежный Эльбрус, а главное - о многочисленных минеральных источниках, излечивающих от многих недугов. Поездка в Джылы-Су была настоящим приключением, экспедицией, запоминалась на всю жизнь. На груженной снаряжением и продуктами машине из Нальчика 180-километровая дорога в Джылы-Су занимала 6-7 часов.
Именно труднодоступность района Северного Приэльбрусья была причиной его первозданной сохранности все прошлые годы, и путешественники ощущали себя на краю затерянной «Земли Санникова».
Таким Джылы-Су помнят истинные ценители природного отдыха, туристы и альпинисты, однако сегодня ситуация изменилась в корне.
Дорога
В 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Юг России» началось строительство современной асфальтовой дороги «Кисловодск – Долина нарзанов – Джилы-Су – Эльбрус», IV технической категории сложности, протяженностью в 72 километра и общей стоимостью в 2,1 млрд. рублей. 
Дорога в Джылы-Су, 2008 год
Официальная позиция тогдашнего руководства республики хорошо обозначена в отчете Управления дорожного хозяйства КБР: «Новая дорога не только обеспечит связь между Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией и Кабардино-Балкарией, но и позволит туристическим потокам с комфортом добираться до уникальных и целебных источников «Джилы-Су». Учитывая, что развитие внутреннего туризма поставлено в разряд первоочередных государственных задач, данный объект создаст необходимые предпосылки для дальнейшего развития отрасли».
Дорога в Джылы-Су, 2008 год
Но у этого большого проекта были и оборотные стороны, мало известные обывателям, подхватившим восторженные ноты, не вполне понимая суть происходящего. Строительство дороги сразу вызвало много вопросов у экологов, местных жителей, да и у тех, кто разбирается в природной и экономической географии Кабардино-Балкарии.
Во-первых, по пути из Кисловодска до Джылы-Су в ближайшем радиусе нет ни одного населенного пункта, что изначально почти исключает вовлечение местного населения в торговлю, общественное питание и транспортное обслуживание нового туристического района.
Дорога в Джылы-Су, 2014 год
Во-вторых, сама дорога по сложности и затратности работ создала прецедент дорожного строительства в республике. С учетом рельефа, суровости климата, углов наклона до 20% уплывать, сползать и сыпаться она будет постоянно, а для ее обслуживания круглогодично нужна будет целая армия дорожников. Парадоксально, но за все 6 лет дорожного строительства единственная внутренняя 28-километровая дорога, ведущая из селения Кичмалка к дороге «Кисловодск – Джылы-Су», так и осталась трудно проезжаемой для легкового автотранспорта. По этой причине многие жители нашей республики в Джылы-Су вынуждены ездить через Ставропольский край. Это делает район  Джылы-Су столь же труднодоступным, в том числе и для организованного туризма с территории КБР.
Дорога в Джылы-Су, 2014 год
В-третьих, климат в верховьях Малкинского ущелья суров, а погода капризна. Малкинская долина не имеет сплошных водораздельных хребтов, отчего ветра и осадки с равнины и Эльбруса регулярно обрушиваются на район Джылы-Су. Старожилы знают, что даже в летние дни ненастная погода здесь может длиться неделями, а температура - приближаться к нулю градусов. В итоге больше пяти месяцев в году комфортное нахождение туристов там не представляется возможным, что автоматически выводит «Джылы-Су» из категории всесезонных курортов. Это означает кратное увеличение сроков окупаемости затрат на его строительство.
Лагерь Джылы-Су, 2008 год
В-четвертых, район верховий Малки является естественным природным очагом чумы, разносят которую мелкие грызуны.  В советское время в этих районах фиксировались эпидемии среди рогатого скота, велся отлов сусликов.
Кто зарабатывает на Джылы-Су
Из-за теперешней доступности Джылы-Су стал хорошим подспорьем для ставропольского турбизнеса, но не для кабардино-балкарского. Турфирмы и частники Кавказских Минеральных вод потирают руки в предвкушении желанных дивидендов. В выходные дни территория лагеря Джылы-Су и поляны Эммануэля больше напоминает автостоянку у супермаркета в Пятигорске, нежели отдаленный горный район, а туристы бесконтрольно гуляют где хотят и как хотят. На арендуемой у Национального парка «Приэльбрусье» земле, в районе поляны Эммануэля, установлены пять сезонных приютов для туристов и альпинистов, из которых только один организовали предприниматели из КБР, остальные – выходцы из Ставропольского края и КЧР.
Лагерь Джылы-Су, 2014 год
Возникает вопрос: зачем Кабардино-Балкарии нужен такой курорт, если деньги зарабатывают все стороны, кроме самой республики, а нам в «подарок» остаются кучи мусора, вытоптанные луга, загрязненная территория да ещё и обслуживание новой автодороги – и все во благо стихийного туризма?!
Непонятно почему благоустройство лагеря не началось еще пять назад, когда дорога уже позволяла доставлять строительные материалы и на опережение обустроить лагерь для принятия туристов в большом количестве, а теперь бесконтрольная антропогенная нагрузка может попросту привести к необратимым экологическим последствиям.
Лагерь Джылы-Су, 2014 год
Инфраструктура
Инфраструктура Джылы-Су представлена деревянными домиками и вагончиками без удобств, построенными еще в конце 80-х годов и рассчитанными на принятие единовременно не более 90 человек. В 2007 году, когда дороги в Джылы-Су были еще плохими, в летний сезон там максимально находилось не более 300 человек (альпинисты, отдыхающие в домиках, и «дикари» в палатках), проделавших непростой путь на внедорожниках или пешком. В 2014 году на территории лагеря Джылы-Су в августе одновременно находилось уже более 1000 человек, из которых около 900 – «дикари» в палатках, а в выходные дни с учетом экскурсий и автотуристов из района Кавказских Минеральных вод – более 2000 человек.
Нарзанная ванна, 2008 год
Можно с полной уверенностью констатировать, что сил и средств для поддержания порядка в лагере и контроля за передвижением масс людей сегодня явно недостаточно. Сам лагерь морально и физически устарел, нуждается в полной модернизации и строительстве новых и современных объектов инфраструктуры и коммуникаций.
Нарзанная ванна, 2013 год
Как и во многих местах народного отдыха, в Джылы-Су есть свои особенности. Джылы-Су поистине является территорией интернациональной толерантности. Несмотря на большую плотность и неудобные условия проживания, очереди у источников, люди ведут себя вежливо, помогают друг другу, общаются, делятся едой и дровами. В сезон здесь можно встретить представителей основных этносов Кавказа, слышать в толпе речь на многих языках.
Об удобствах    
Отдельно стоит рассказать о таком важном и неотъемлемом элементе лагеря Джылы-Су, как «народный туалет». Туалет в Джылы-Су – не просто необходимый бытовой элемент, это нечто большее. Каждый индивидуальный отдыхающий или группа, приехавшая в Джылы-Су на отдых и оздоровление, должны соорудить свой туалет из подручных средств. Поэтому в сезон отдыха на территории лагеря можно наблюдать выставку туалетов всех мастей, красок и размеров. Личным туалетом можно поделиться с хорошим соседом по палатке, который копать себе туалет не хочет. Туалет можно подарить в честь дня рождения или тому, кто претендует занять себе место для палатки после твоего отъезда. Кстати, это хороший подарок, который по достоинству будет оценен.
Из соображений практичности в туалетную яму под шумок можно накидать бытовой мусор и присыпать землей, пока администрация этого не видит или не хочет видеть. Чем меньше мусора скопится в контейнерах, тем проще и дешевле его потом вывезти, вроде как и хорошо.
Есть в Джылы-Су и «стационарные» туалеты, годами стоящие в местах скопления людей для тех, кого нужда застигла врасплох. Только в отношении такого туалета определение «страшно зайти» звучит мягко – заходить туда просто опасно для жизни и здоровья. Извините за подробности, но в очко такого туалета видна пропасть, дна которой просто нет. Поэтому когда не привыкший к высоте человек вбегает в этот нужник, то сталкивается с определённой дилеммой – рискнуть жизнью или перетерпеть.  Такие вот бытовые парадоксы…
Ям из-под туалетов в Джылы-Су скопилось такое количество, что в ближайшие годы там уже не будет места, где можно поставить палатку и не наткнуться на бывшую яму, пусть даже и присыпанную (все равно неприятно отдыхать, когда под тобой яма с тяжёлыми и не очень фракциями).
Все это неминуемо сказывается на общей атмосфере на поляне, которая с каждым годом все меньше и меньше напоминает о гармоничном общении человека с природой. Какая гармония, когда вокруг грязь, огромное скопление людей, жаждущих исцеления любой ценой, создающих очереди у источников и бытовые трудности друг другу.
Продолжение следует
Тенгиз Мокаев,
краевед, действительный член Русского географического общества