"Быть эффективным — это и был смысл его жизни"


Друзья и коллеги вспоминают незаменимого человека и политика Альберта Кажарова

Ровно год назад, 14 августа, трагически погиб член совета федерации, соучредитель фонда черкесской культуры «Адыги» Альберт Кажаров. В это день  правозащитники и общественные деятели вспоминают, каким человеком был Кажаров, и как много сделал он для своей родины и людей.

Аслан Бешто, черкесский общественный деятель.

Я Альберта знал, не скажу что очень хорошо, но достаточно близко, чтобы судить о нем как человеке, о его характере.

Я на всю жизнь запомнил его слова, сказанные мне однажды по телефону. Эти слова  во многом определили мою дальнейшую деятельность и ее характер. Он мне как-то позвонил по телефону, сказал – научись выбирать между эффектностью и эффективностью.

Вот мне кажется,  в этой фразе и был смысл его жизни. Все, за что брался,  и все, что он делал, было в достаточной мере эффективно, и в достаточной мере у него получалось. Первый раз, когда я о нем услышал, это было время, когда президентом Кабардино-Балкарии был Валерий Коков. Он был одним из немногих людей, который посмел встать против всеобъемлющей политики Кокова, на тот момент. Этот поступок заслуживал уважения и колоссального внимания.

И конечно трудно не вспомнить о его любви к своему народу. Особенно это проявилось в период репатриации сирийских черкесов и оказания помощи им. Это было что-то невероятное. Человек не спал ночами, человек сорвался с места и ради практически совершенно незнакомых людей делал немыслимые вещи. Он во главу своей жизни на тот момент поставил интересы своего народа. Огромная ему благодарность за это, я прошу Всевышнего, чтобы его душа нашла успокоение на том свете.

Андзор Кабард, черкесский активист.

Альберт Кажаров был очень светлым, достойным человеком. Говорят, что незаменимых нет, но он сумел стать незаменимым.

У меня сохранилось очень много воспоминаний о нем. Но первое, что приходит сейчас на ум, это история, связанная с сирийскими детьми, репатриантами,  которых пытались депортировать из Майкопа. Когда к Альберту обратились с просьбой сделать хоть что-нибудь,  он пошел лично к Ромодановскому, главе федеральной миграционной службы РФ. И благодаря этому вопрос был решен. Семья вместе с детьми осталась в Майкопе.  При том, что он этих людей даже не знал.

Альберт очень много сделал. И никогда не рекламировал свои поступки никаким образом. Более того, его меньше всего устраивало, когда какие-то его поступки становились известны обществу. Он любил делать хорошие дела тихо, без зрителей.

Аскер Сохт, руководитель общественной организации «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края.

Вы знаете, с Альбертом Хатуевичем  я познакомился в условиях сирийского кризиса и возникших гуманитарных проблем адыгской общности Сирии. Взаимодействовал с ним в этой сфере промежуток времени до его трагической гибели.

Я с глубоким уважением относился и отношусь к памяти Альберта Хатуевича, и очевидно, что он внес выдающиеся вклады в решение гуманитарных проблем наших соотечественников.

Мне очень памятна  поездка в Дамаск, встреча с адыгской общественностью, которая проходила в условиях уже начавшегося гражданского конфликта. Я помню, в один день недалеко от нашей гостиницы  произошло два страшных взрыва. Первым делом Альберт Хатуевич обежал буквально всех членов делегации, чтобы лично убедиться, что все живы, здоровы. Он всегда переживал за людей, которые находились рядом с ним, особенно тогда, когда в Сирии начали происходить страшные теракты. 

Альмир Абрегов, ученный-историк.

Я знаю его как человека, как политика, как адыга. Человека, в котором сконцентрировались все самые ценные качества. Совмещал работу в Совете Федерации с общественной, правозащитной деятельностью. И все это с таким отношением к своему народу, он никогда не забывал, что помимо общегосударственных забот , которые могли выпасть на его долю, есть простые люди, которым нужна помощь.

Когда в Сирии началась война, Альберт вел неустанную деятельность, направленную на возвращение соотечественников на родину.

Этими и многим другими поступками Альберт Кажаров всегда вызывал большое уважение как у младшего, так и у старшего поколения. И поэтому, наверное, его уход из жизни явился большой утратой как для всего народа адыгов, так и для всей России. 

Ольга Эфендиева-Бегрет, волонтер.

Когда 6 августа в гостинице "Джайлык", где проживают 52 наших соотечественника из Сирии (среди них-82-летний репатриант и новорожденная девочка) за долги перед коммунальными службами варварски отключили электро- и водоснабжение, именно вмешательство Альберта Кажарова спасло ситуацию.

Вечером того же дня электро-и водоснабжение были восстановлены. На вопрос волонтеров, можно ли упомянуть о его участии в решении такого жизненно важного вопроса, он ответил: "Прошу не упоминать мое имя. Это не важно! Важно не быть равнодушным". Это было настолько просто и по-человечески, что я запомнила его слова.