В Майкопе (Столица Республики Адыгея) на территории 33-й мотострелковой бригады в честь дня ее образования установлен бюст Суворова. Полководец достоин того, чтобы увековечивать его память по всей России, считает первый заместитель председателя Совета Краснодарской краевой общественной организации ветеранов «Боевое братство» Сергей Третьяков. Ничем хорошим Суворов на Кавказе не отметился, и памятные бюсты ему должны ставить там, где он родился, заявляют черкесские активисты.
Третьяков: Увековечивание памяти Суворова – веление времени
Этот подарок военной части сделал Совет Краснодарской краевой организации ветеранов «Боевое братство».
«Почему именно Суворов? Во-первых, потому, что Суворов стал победителем конкурса «Имя Победы», - рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Сергей Третьяков. - Во-вторых, Кубань неразрывно связано с именем Суворова. Александр Васильевич пятнадцать лет своей жизни посвятил Кубани. Благодаря Суворову на Кубани были заложены десять крепостей и восемнадцать земляных укреплений. И все это – в станицах и городах Краснодарского края. Именно Суворов в 1783 году огласил в манифест Екатерины II о присоединении Крыма – правобережья Кубани и острова Тамань к территории России».
Воинская часть, по словам Третьякова, «с удовольствием» приняла подарок боевого братства Кубани. «Бюст – авторская работа Александра Михайловича Дементьева, заслуженного скульптора России, - сказал Третьяков. - Стоимость бюста составляет 135 тысяч рублей. Из бюджета и воинской части на него не взяли ни копейки – это наш подарок. Таких бюстов уже установлено в России два-три десятка. Люди просят это сделать – это веление времени».
Сергей Третьяков пояснил, что знаком с точкой зрения некоторых исследователей, которые говорят о чрезмерной жестокости Суворова на Кавказе, и категорически с ней не согласен. «Мне иногда приходилось слышать мнение некоторых людей, что у Суворова в Адыгее руки по локоть в крови. Но это – вранье. Суворов, действительно, жестоко подавил мятеж ногайских племен в районе нынешнего Усть-Лабинска. Но таковым было веление времени - генерал Суворов четко выполнил поставленную перед ним задачу», - сказал Сергей Третьяков.
«После него возглавляя Кубанский корпус другой генерал. Тогда было модным разрушать аулы за набеги черкесов. Суворов дважды предупреждал этого генерала о недопустимости подобных действий, а на третий раз ходатайствовал перед императрицей о снятии того генерала с должности», - рассказал Третьяков.
«Все прекрасно понимают, что Суворов был солдатом, талантливым солдатом, и политиком. Это был человек, который думал не лично о себе, а о благосостоянии Родины. А сила? Сила всегда нужна. Военачальника ценят не только за его талант, но и за умение доводить свои решения до конца. Суворов относился к этой категории», - уверен Третьяков.
Кабард: ничем хорошим Суворов на этой территории не отметился
Черкесский активист Андзор Кабард отрицательно относится к открытию бюста Суворову в Майкопе. По его мнению, «Суворов ничем хорошим на этой территории» не отметился.
«Это уже не первый памятник, который ставится в Адыгее человеку, чей памятник там стоять не должен. На территории пустоши стоит памятник Михаилу Романову – человеку который был официальным куратором геноцида на территории Адыгеи», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Андзор Кабард.
Это – милитаристская монументальная пропаганда, которая ведется на этой территории очень много лет, добавил он. Такие памятники, по мнению собеседника, «не могут генерировать вокруг себя никакого позитива» по определению. «Суворову должен стоять памятник там, где он родился. Он великий полководец, и его земляки имеют право им гордиться. На территории, которую он залил кровью, не должно быть никаких памятников», - сказал черкесский активист.
Бештоев: складывается ощущение, что за всем этим стоит некий дирижер
Председатель Кабардино-Балкарского республиканского общественного движения «Кабардинский конгресс» Аслан Бештоев не видит связи между 33-й мотострелковой бригадой в Майкопе и Суворовым, и считает, что нет повода ставить на территории этой военной части бюст русскому полководцу.
«Мне кажется, сложилась некая практика устанавливать бюсты военачальникам российской империи, наиболее одиозно зарекомендовавшим на Кавказе. Бюсты и памятники Ермолову, Зассу, мемориал адмиралу Лазареву… Складывается ощущение, что за всем этим стоит некий дирижер, который всем этим управляет. Я бы назвал это некоей провокацией с целью понять границы терпения коренных народов», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Аслан Бештоев.
Суворов, по словам Бештоева, «отличился» на Кавказе тем, что крайне жестоко уничтожил черкесское племя Жанеевцев, и разгромил ногайские племена. «Даже в те непростые времена это вызвало неудовольствие императрицы, и она обвинила Суворова в чрезмерной жестокости», - отметил Аслан Бештоев. По его мнению, «восемьдесят процентов активного населения» разделяют его точку зрения по поводу увековечивания памяти Суворова на Кавказе.
«Я ни капли не сомневаюсь в заслугах Суворова перед Российской империей. Почему бы не ставить ему памятники в других местах, а не на Кавказе? Зачем устанавливать памятник в Майкопе, который будет еще одним раздражителем для местного населения?» - выразил недоумение председатель Кабардино-Балкарского республиканского общественного движения «Кабардинский конгресс».
"Кавказский узел" также сообщал, что в Северной Осетии историки и представители общественных движений выступили против установки во Владикавказе памятника герою Кавказской войны Архипу Осипову, не желая, чтобы Осетия была противопоставлена своим адыгским соседям. Кавказоведы, представители черкесских организаций и блогеры подвергли критике инициативу администрации столицы республики.
Установка памятника генералу Ермолову в Минеральных Водах Ставропольского края в октябре 2008 года до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у представителей различных национальностей Ставропольского края и всего Северного Кавказа. 22 октября 2011 года неизвестные осквернили памятник.
источник: корреспондент "Кавказского узла"