Верховный суд КБР отменил депортацию турецких черкесов из республики


В КБР черкесы-репатрианты из Турции действительно, видимо, отстояли свое право в суде на то, чтобы оставаться на родине. Но сообщается об этом с определенными издержками. Например, неточностями. В том числе и поэтому материал, в целом достаточно радостный, оставляет, скажем так, горькое послевкусие.

Например, глава «Адыгэ Хасэ» КБР Мухамеда Хафицэ говорит о «некоем» Булате, которого подозревали в шпионаже. Речь идет о памятном событии. Хаджибайрама Булата не просто подозревали, его пытались обвинить в шпионаже. Но депортировали по другой причине. Что-то типа того, что он жил не там, где был прописан.

Репатриант прошел все российские судебные инстанции, обратился в Европейский суд и, выиграв процесс, вернул себе право жить на родине. В дополнение ему была выплачена солидная компенсация. Однако его попытка реализовать свое право была прервана, как и рассказывает Хафице, в аэропорту. 

Другими словами, данный эпизод не о репатрианте, он о спецслужбах РФ.

Правозащитники и судьи встали на защиту соплеменников, вернувшихся на родину

В Кабардино-Балкарии региональное управление ФМС РФ аннулировало виды на жительство и разрешения на временное проживание 26 гражданам Турции, живущим в республике уже несколько лет, обвинив их в нарушении миграционного законодательства.

В конце марта текущего года, когда миграционная служба уже подготовила документы для депортации «нарушителей», Верховный суд Кабардино-Балкарии отменил это решение. О подробностях дела сообщает газета «Совершенно секретно».

Выгоняли турок, попали на черкесов

По утверждению представителя УФМС РФ по КБР, ведомством была проведена проверка, в результате которой установлено: граждане Турции «допустили ряд нарушений миграционного законодательства России, влекущий за собой отказ в выдаче либо аннулирование раннее выданных разрешений на временное проживание и видов на жительство».

Как пояснил источник, они «предоставили не соответствующие действительности сведения о месте проживания». То есть жили не там, где были зарегистрированы, как и многие коренные жители страны и республики.

Несмотря на то что турки-нарушители шум поднимать не стали и никуда не жаловались, история получила широкую огласку, поскольку 7 из 26 оказались этническими черкесами, вернувшимися на историческую родину из Турции, где их предки оказались в XIX веке после Кавказской войны.

Именно на них и обратили внимание общественные и правозащитные организации республики. УФМС же, в свою очередь, подчеркивало, что в КБР программа по поддержке соотечественников не принята и турецкие черкесы приравниваются к другим иностранцам в России.

«Если бы их всё-таки депортировали, то вместе со статусом они потеряли бы все документы, каждого из которых они ждали по несколько лет. Это катастрофа. При следующей попытке приехать в Кабардино-Балкарию пришлось бы начинать все заново и ждать не один год», – считает Али, репатриант, проживающий в Нальчике уже четыре года, попросивший не указывать свою фамилию.

Общественники прикрыли соплеменников

Одним из первых на произошедшее отреагировала Международная черкесская ассоциации (МЧА). 

«Думаю, что это результат глобальной проверки, которую после того, как был сбит российский самолет, провели по всей стране: что из себя представляют турецкие граждане, на законных ли основаниях они здесь живут», – передает «Совершенно секретно» слова члена Совета МЧА, руководителя общественной организации «Адыгэ Хасэ» в КБР Мухамеда Хафицэ.

По словам Хафицэ, узнав о претензиях УФМС, МЧА срочно собрала комиссию из представителей ассоциации и репатриантов. 

«Мы слушали всех в течение трёх дней. Стало понятно, что причиной конфликта с УФМС стала элементарная беспечность турецких черкесов. Например, окончив местный университет, парень снял квартиру, но остался прописанным в общежитии. Своей недвижимости у большинства пока нет, нет и близких родственников, готовых зарегистрировать на своей жилплощади», – объяснил Хафицэ. 

Член Совета МЧА отметил, что если бы турецкие граждане информировали о своих передвижениях УФМС, и проблем бы не возникало.

Мухамед Хафицэ утверждает, что отношения России и Турции много раз менялись, ситуации складывались всякие. «Но последний раз на моей памяти гражданина Турции выдворили из Кабардино-Балкарии лет 8 назад. Это был некий Булат, подозреваемый в шпионаже. Тогда, я помню, он попытался снова вернуться в Нальчик, но дальше аэропорта его не пустили», – рассказал Хафицэ, добавив, что, по его мнению, отношения двух стран скоро наладятся, и все будет нормально.

Слово правозащиты

«Суд принял законное, справедливое и во всех отношениях абсолютно правильное решение. Во-первых, большая и влиятельная черкесская диаспора в Турции всегда была лояльно и дружелюбно настроена по отношению к России. Во-вторых, антироссийские силы в Турции, если бы турецкие граждане были депортированы, с радостью использовали бы эту ситуацию. Это стало бы медвежьей услугой Российскому государству со стороны УФМС», – сообщил газете руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.

По мнению правозащитника, на такие ситуации должны обязательно реагировать местные власти, тем более, если речь идет о соотечественниках, пусть и гражданах других стран.

«Насколько я знаю, в Москве, а также во многих крупных городах такого не происходит, там к турецким гражданам относятся адекватно. Это была местная и, я уверен, чья-то личная инициатива. Можно было решить все в административном порядке, но не захотели. Это не первый и не единичный случай, и, думаю, виновные должны ответить», – отметил в беседе Валерий Хатажуков.

Правозащитник сообщил, что о случаях давления на переселенцев из Турции ему уже приходилось слышать, однако сами они в правозащитный центр никогда не обращались, видимо, не желая привлекать к себе дополнительного внимания.

По информации Мухамеда Хафицэ, суд оставил право жить на территории России за всеми 26 гражданами Турции. Однако из 7 черкесов-репатриантов, судившихся с УФМС, в Кабардино-Балкарии осталось только 4.

«У двоих не заладился бизнес, и они решили вернуться в Турцию, один серьезно заболел и уехал лечиться. Я 51 год занимаюсь проблемами зарубежных черкесов, и могу сказать, что подобных случаев было множество. Но российские власти никогда черкесов не преследовали», – подчеркнул Хафицэ.

Интеграция в Кавказ

Между тем репатрианты из Турции, живущие в Кабардино-Балкарии, организовали регулярные встречи. Собираясь в условленные дни по утрам за чашкой чая в кафе, они обсуждают общие проблемы. На эти встречи приглашают писателей, артистов, общественных деятелей, а теперь будут звать и представителей УФМС.

На последней встрече побывали президент Международной черкесской ассоциации Хаути Сохроков, члены исполкома МЧА и делегация из Турции во главе с президентом Кавказской федерации Хасэ Турции (КФFFED) Яшаром Хагундоко, которого встревожил конфликт соотечественников и УФМС.

«Черкесы должны стать миротворцами в урегулировании российско-турецкого конфликта. Необдуманные действия турецкого руководства создали массу проблем для миллионов людей, последние политические события беспокоят проживающих в России и Турции черкесов.

И это неудивительно, ведь несколько миллионов черкесов живёт в Турецкой Республике. Учитывая сегодняшнюю обстановку, черкесские общественные организации будут действовать взвешенно и обдуманно», – отметил Хагундоко.

Сейчас в Кабардино-Балкарии разрешения на временное проживание имеют 90 граждан Турции, вид на жительство – еще 104. Всего за 2015 год на территории республики поставлено на миграционный учёт 936 человек. Черкесская же диаспора в Турции насчитывает свыше 5 млн человек, -– сообщает газета.