«Русский мир», «русские марши» и черкесский геноцид, - ко Дню народного единства


Россия торжественно отметила свой главный государственный праздник – День народного единства. В числе прочего, в фокусе журналистских видео- и фотообъективов оказалось праздничное шествие в Москве, собравшее, по официальным данным, 85 тысяч участников. Здесь были и представители политических партий, и делегаты от национальных диаспор.

Видеокамеры «Вестей» выхватывали из толпы то девушку в украинском веночке с ленточками, то молодых людей в черкесках и папахах (на сей раз мелодия «лезгинки» на улицах Москвы возражений ни у кого не вызвала), мелькнул и азербайджанский триколор...

Можно, конечно, поинтересоваться, 85 тысяч участников – это много или мало для такого мегаполиса, как Москва. Или провести очевидные параллели с демонстрацией на 7 ноября: московский Агитпроп, похоже, решил не «изобретать велосипед» и реанимирует политтехнологии советских времен, не задумываясь о судьбе того государства, где они столь широко и активно практиковались.

Однако нельзя не заметить другого: судя по многим тщательно скрываемым признакам, праздничное шествие в Москве должно было не столько продемонстрировать единство россиян, сколько отвлечь внимание от все тех же "Русских маршей", которые, как нехотя признают уже и российские СМИ, в последние годы превратились едва ли не в главное содержание Дня народного единства.

На сей раз, как с удовольствием сообщают СМИ, традиционный «Русский марш» оказался весьма малочисленным. Правда, при этом журналисты не всегда уточняют, что параллельно в Москве прошли еще три(!) акции националистов. Но не это главное. Куда важнее, что пресловутый "Русский марш" уже давно слился с официальной политикой РФ, и не только потому, что одну из акций проводили организаторы отправки гуманитарной помощи на Донбасс.

Как раз накануне праздника глава МИД России Сергей Викторович Лавров на страницах «Российской газеты» выступил с пространной статьей «Русский мир на пути консолидации». По словам Лаврова, «российская община за рубежом насчитывает порядка 30 миллионов человек и входит в четверку самых крупных диаспор мира». Как подчеркивает глава российской дипломатии, «оказание всемерной поддержки Русскому миру – безусловный внешнеполитический приоритет России, что зафиксировано в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Как неоднократно подтверждал президент Владимир Путин, мы будем и впредь энергично отстаивать права соотечественников, используя для этого весь арсенал имеющихся средств, предусмотренных международным правом. За прошедшие годы удалось поднять нашу работу на этом направлении на принципиально новый уровень, в тесном контакте с представителями зарубежных общин сформировать эффективные механизмы сотрудничества. Наряду с собственным опытом мы тщательно изучали практику взаимодействия иностранных партнеров с диаспорами за рубежом».

Здесь, конечно, нелишне было бы поинтересоваться, где в международном праве предусмотрены те средства, которые Россия использовала в Крыму и применяет теперь на востоке Украины.

Аннексию Крыма тоже объясняли тем, что Севастополь – это, дескать, часть «русского мира». Затем его частью поторопились объявить восток Украины, перекрещенный в «Новороссию», но тут довести дело до логического завершения, то есть до аннексии, не удалось. К тому же печальный опыт «поддержки русского мира», который Москва продемонстрировала на востоке Украины, не оставляет сомнений: декларированная РФ политика «заботы о соотечественниках» – это не только культурные центры и библиотеки со сказками Пушкина при них, и в один далеко не прекрасный день раздача георгиевских ленточек на улицах 9 мая может обернуться появлением здесь же «вежливых людей», а то и спешно присланных из России «народных губернаторов», как это было в Донецке и Луганске. Да и слова Сергея Викторовича Лаврова насчет изучения зарубежного опыта работы с диаспорой заслуживают весьма пристального внимания.

Потому как еще до того, как в Крыму и Донбассе РФ попыталась действовать по принципу «если здесь живут русские, значит, это Россия», реализовать идею «если здесь живут армяне, значит, это Армения» попытались армянские круги – против Азербайджана и при явной поддержке Москвы. Параллели между действиями Армении в Карабахе и России – в Крыму видны невооруженным глазом: судя по всему, СССР распался, а вот прежние политтехнологии продолжают действовать не только в отношении организованных массовых акций. А тогда тоже, напомним, многие карабахские армяне тоже не были особенно рады, когда в их деревни приезжали из Еревана печально известные «бородачи» – провокаторы. Только самих карабахских армян уже никто не спрашивал, желают ли они «самоопределяться» по ереванским лекалам. И где гарантия, что завтра Москва не попытается «защитить русский мир» опробованными в Крыму способами еще где-нибудь?

Впрочем, не исключено, что завтра в Кремле могут вспомнить о том, что «частью русского мира» является и, к примеру, китайский Люйшунь – бывший Порт-Артур. Или, например, даже не приграничный Харбин. Недавно в «Международном обозрении» на канале «Россия 24» уже появился пространный репортаж о «русских улицах» в китайских городах вдоль трассы некогда знаменитой Китайской Восточной железной дороги. А ведь КВЖД была частью проекта так называемой «Желтороссии», то есть планов аннексии северо-востока Китая. Потом, правда, в СССР от этих планов отказались и даже вывели войска из Порт-Артура, так в те же годы Хрущев и Крым Украине передал...

Однако главная опасность той политики, которую провозгласил Путин, а теперь обосновывает Лавров, в другом. Сергей Викторович, конечно, заверил, что «Россия – многонациональная страна, и в рамках данной Программы постоянное внимание уделяется поддержке традиций не только русского народа, но и татар, евреев, других российских народов». И даже вспомнил парочку мероприятий, организованных для татарской диаспоры, когда надо было срочно «закрывать вопрос» с репрессиями против крымских татар.

Но в реальности все не совсем так, Точнее, совсем не так. И праздничные мероприятия 4 ноября, как и сам выбор этой даты, дают здесь предостаточно пищи для размышлений. Еще в момент учреждения этого праздника историки ломали копья и никак не могли дать внятного ответа на вопрос, что же произошло в этот день в 1612 году, когда, как считается, ополчение Минина и Пожарского изгнало из Москвы польских интервентов. Зато доподлинно известно, что 4 ноября Русская православная церковь отмечает день иконы Казанской божьей матери, с которой и двинулось на Москву ополчение Минина и Пожарского.

Об этих спорах можно было бы не вспоминать, участие Владимира Путина в религиозных церемониях, посвященных этому празднику, отнести к его праву на собственные религиозные чувства, а посещение в тот же день выставки «Русь православная» – не более чем совпадением, только вот нельзя было не обратить внимания на одну «протокольную деталь». Одним из центральных событий праздника 4 ноября является вполне светский ритуал возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. В этой церемонии участвовали главы религиозных конфессий России: Патриарх Кирилл и председатель Совета муфтиев Равиль Гайнутдин, главный раввин России Берл Лазаром и председатель конфессии католических епископов. Однако одновременно с президентом к памятнику подошел только патриарх Кирилл. А в протоколе, тем более в таких вопросах, мелочей не бывает. Особенно если дело не только в протоколе.

Вспомним: по крайней мере до авиакатастрофы в небе над Синаем война в Сирии была для прокремлевских российских СМИ едва ли не главной темой. Журналисты рассказывали о российских летчиках, о солдатах сирийских правительственных войск, о боевиках РКК, которых именовали «курдским ополчением»... Пространные репортажи посвящались сирийским христианам.

Но при этом и в прямом, и в переносном смысле за кадром оставались живущие в Сирии выходцы с Северного Кавказа - черкесы. Им не посвящали пространных телерепортажей, у них не брали интервью, им не адресовали гуманитарную помощь. И самое главное, власти России после начала гражданской войны в Сирии полностью игнорировали призывы черкесских лидеров организовать их репатриацию в Россию. Для Москвы черкесов как будто бы не существовало и не существует.

Есть, конечно, версия, что к тому моменту, когда Сирия вышла в первые строчки новостей российских СМИ, отношения Москвы с черкесской диаспорой уже были натянуты до предела. Роль «водораздела» здесь сыграли Зимние игры в канадском Ванкувере, где впервые появились черкесские пикеты. Следующие игры, в 2014 году, должен был принимать российский Сочи, и участники пикетов напоминали, что Сочи – это исконная территория черкесов, а этот народ в России в середине XIX века подвергся самому настоящему геноциду. Уже через два года историк Оливер Бурлоу на страницах авторитетного американского «Newsweek», напомним, отмечал: «...Когда протестующие черкесы появились в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере, размахивая зелено-золотыми флагами и требуя переноса Олимпиады из Сочи, большинство комментаторов были озадачены. Черкесы? Кто они такие? А еще полтора века тому назад таких вопросов не возникало.

Черкесы были любимцами всего мира, борцами за свободу, баловнями западных дипломатов, которые считали российскую экспансию угрозой общемировой стабильности. Они сражались за свою родину, несмотря ни на что, продержались на пять лет дольше чеченцев. Их разгром стал катастрофой. Изгнанные из своих домов, черкесы бежали через Черное море в Турцию на опасно перегруженных судах.

Счет жертвам никто не вел, но согласно оценкам одного современного историка, 400000 человек погибли и почти полмиллиона были депортированы. Лишь немногим разрешили остаться в России». И цитировал слова одного из черкесских активистов, Даньяла Мерзу: «Как ощущали бы себя вы, если бы атлеты со всего мира катались на коньках и на лыжах прямо на могилах ваших предков, даже не имея об этом никакого представления?»

В Сирии существовала еще и своя специфика. Практически во всех странах Ближнего Востока черкесы стали частью военной элиты. Пример Иордании, где именно черкесы составили костяк личной охраны короля, достаточно красноречив. Однако в Сирии, в особенности с приходом к власти Асада, черкесов из офицерского корпуса практически полностью вытеснили алавиты. Официальный Дамаск вообще не признавал за черкесами права на национальную идентичность, предпочитая «усредненно» записывать их «мусульманами».

Только вот излишне напоминать, что все эти соображения вряд ли оправдывают непробиваемое равнодушие России к проблемам черкесов. Притом что черкесы – это, напомним, по всем критериям этнические россияне. Правда, «кавказской национальности». Но этим, похоже, для России было сказано все. Потому как, во-первых, та же Турция принимала во время сирийской войны беженцев-армян из сирийского Кесаба. А во-вторых, еще до войны в Сирии – и до пикетов в Ванкувере – была война в Ираке: сначала «Буря в пустыне» в ответ на иракский захват Кувейта, затем - годы санкций, и потом – вторая война в Заливе. Но о черкесах Россия не вспомнила.

А вот это уже куда серьезнее, чем даже Крым и Донбасс. Россия, напомним, страна многонациональная. В ее состав входят не только Валдайская возвышенность и «Золотое кольцо», а еще и Северный Кавказ. Где тоже делают выводы из того, что Россия весьма пристально заботится в Сирии о христианах, но не вспоминает о черкесах.

4 ноября российские политики много говорили о единстве. Правда, не вспоминая при этом знаменитую цитату Авраама Линкольна: «Дом, разделенный пополам, не сможет выстоять в буре. Я думаю, что не сможет выстоять и правительство страны, наполовину состоящей из рабов, а наполовину из свободных людей».

И точно так же даже в бурю – да что там в бурю, а даже при небольшом ветерке! - не сможет выстоять государство, правительство которого делит граждан на «своих» и «чужих». И такое уже было в нашей недавней истории – той самой, о которой сегодня с удовольствием рассказывают многие VIP-персоны советских лет. Которые с придыханием рассказывают о том, что в августе 1991 года, во время путча ГКЧП, не стали «стрелять по своим» на московских улицах.

И не вспоминают при этом, как они же приказывали стрелять на поражение в ночь на 20 января 1990 года в Баку, как и на других «национальных окраинах». Мы для Москвы тогда не были в достаточной степени «своими». А теперь такими же «не до конца своими» явно ощущают себя жители «неславянских» регионов.

А вот тут уже вступает в действие еще одна неприятная истина. Потому как выйти из "разборок" на чужой территории, пусть и распиаренных до немыслимых масштабов, будь то Донбасс или Сирия, можно. А вот игнорировать проблемы на собственной территории уже потруднее.

А они, эти проблемы, просто не могут не возникнуть, если россияне неславянского происхождения будут ощущать себя этакими «гражданами второго сорта». И такие проблемы чаще всего заканчиваются распадом страны – вне зависимости от того, сколько эфирного времени было уделено «шествию единства» в Москве.

Нурани.

echo.az 

natpressru.info