Закулисный торг по черкесам Сирии, видимо, уже начался, - кто его может вести

Циничный торг по черкесам Сирии, видимо, уже ведется, и достигнуты первые устные договоренности. Кто выступает от имени сирийских черкесов понять можно, но это точно не Международная черкесская ассоциация.

И даже не Центральное «Адыгэ Хасэ» Сирии, руководство которого, как мы помним, в начале войны озвучило решение о том, что черкесы Сирии намерены соблюдать нейтралитет. Почему не оно? Да потому что эти люди, скорей всего, уже давно в Нальчике, поближе к офису МЧА.

Однако нейтралитет, провозглашенный еще в той жизни, по-видимому, действует до сих пор. Собственно он, скорей всего, и является предметом безнравственного торга. Другого торга с нынешним Кремлем не может быть, да и на этот он пошел неохотно, поэтому важно понять, не проиграют ли сами черкесы Сирии, а если и выиграют, много ли.

Но какая сила все-таки может выступить от имени сирийских черкесов Сирии? Новая Международная организация «Черкесская полития» пока этого сделать не в состоянии. А именно ей этим и следовало бы заниматься. Это и не Международная Черкесская организация поддержки репатриации, она создана недавно, и как благотворительная, а не политическая единица. Это и не «Патриоты Черкесии», хоть они существуют давно.

Другими словами, то, с чем имеют сегодня дело российские спецслужбы (а в их число входит и МЧА) находится не за пределами Сирии, а в ней самой.

И это, вероятно, отряды черкесской самообороны. О них первые упоминания Натпресс приходятся на бои оппозиционных Асаду войск за черкесские селения на Голанских высотах. Это ноябрь-декабрь 2012 года. С тех пор подразделения самообороны могли стать, пусть разрозненной, но довольно значительной силой. Причем не подчиняющейся ни Асаду, ни его оппозиции, ни теперь ИГИЛ.

О том, что черкесы в большинстве своем оставались отстраненными от Асада, хоть они и в большинстве своем собрались под Дамаском, как бы под защиту правительства, говорит недавнее обращение Луаи Бжедуга к воюющим против режима Асада соотечественникам и комментарий к нему.

В этой публикации, в частности, указывается, что Луаи Бжедуг до последнего времени возглавлял отряд, который занимался силовым рекрутированием черкесов в правительственную армию. И от рук его сподвижников якобы погибло несколько человек. То есть, можно полагать, что погибшие в основном и были членами отрядов самообороны.

И если силовой набор солдат действительно применялся, а с черкесами, как показала вся их история, так нельзя (отряды самообороны от этого стали только сильнее), то принято решение опробовать новый метод – тот самый торг. Вы – черкесы самообороны и вообще способные носить оружие – мол, соглашаетесь воевать за Асада, а мы ваших детей, жен, стариков эвакуируем на Северный Кавказ.

Отряды самообороны были необходимы, по всей видимости, и потому, что очень хорошо знают сирийские черкесы, что такое диктатура Башара Асада. Слишком хорошо помнят они то, с чего начиналась эта война в Сирии. В марте 2011 года 13-ти и 14-летние мальчишки в городе Деръа, насмотревшись событий в Тунисе, Египте, тоже написали на стенах родной школы «Мы хотим смены режима», «Твоя очередь, доктор».

Мальчишек пытали, родители просили вернуть детей, чтобы наказать их дома, им посоветовали забыть об этих и нарожать новых. Затем, когда горожане возмутились беспредельной наглости и хамству, власти расстреляли мирную демонстрацию. А детей так и замучили до смерти.

Остается полагать, что черкесская самооборона действительно стала заметной силой, если все-таки произошли такие подвижки. Но нужны рекруты не в качестве решающего фактора, типа «черкесы идут, «разбегайтесь кто куда». Такого в нынешних войнах уже давно нет. Они необходимы для участия в самой опасной части войны – в зачистках территорий: после бомбежек авиации и артобстрелов.

И самооборона, повторимся, уже, по-видимому, дала устное согласие. В таком случае в отсутствии такого рычага как «Черкесская полития» черкесскому миру остается только тешиться надеждой и быть на подхвате. А заодно – проявлять благодарность за то, что происходит с ними помимо их воли.