Главу «Натпресс» снова вызывали в центр «Э» по просьбам признать геноцид черкесов


Вызвали меня, главного редактора агентства «Натпресс» Аслана Шаззо, 19 ноября в центр по борьбе с экстремизмом в Адыгее, что расположен на одном из выездов из Майкопа. Вопрос касался трех разных публикаций, посвященных обращению представителей черкесской мировой общественности к руководству Польши с просьбой признать геноцид их народа, совершенный Российской империей в годы и после Русско-Кавказской войны.

Предыдущего обращения к Украине с аналогичной просьбой разговор, конечно, касался тоже.

Это, разумеется, далеко не первый вызов для меня в данную службу, не только в эту, но и в ФСБ. Как и там, так из здесь, беседы со мной ведутся в подчеркнуто вежливой, можно сказать уважительной форме. Однако не обходится без провокационных вопросов.

Например, могут задать, к примеру, такой вопрос: Вы поддерживаете действия НАТО против России? На это я отвечаю, что меня в большей степени затрагивают действия России. «В конце концов, - говорю я, - не НАТО будет принимать геноцид черкесов, а Россия. А ее действия, в том числе по Украине и Крыму я осуждаю».

Это его не удовлетворяет, и он возражает мне: «Но если Вы осуждаете действия России, то значит, поддерживаете НАТО?» Я не соглашаюсь с этим, поясняя: «Я этого не говорил. Я сказал лишь следующее» – и пересказываю то, что сказал ранее.

Нынешняя такая беседа продлилась три-четырех часа. Был и в этот раз вопрос о том, кто меня уполномочил поставить свою подпись под обращением от имени всего народа.

Я ответил, что, во-первых, ставил подпись от себя лично. Во-вторых, если даже допустить, что поставил от всего народа, то меня уполномочил парламент Адыгеи, который проголосовал в 1996 году за признание геноцида, а также за обращение к Госдуме РФ с просьбой признать этот геноцид.

При этом подчеркнул, что после такого же признания геноцида парламентом Кабардино-Балкарии, но в 1992 году, президент РФ Борис Ельцин к 21 мая 1994 года (130-летие окончания Русско-Кавказской войны) признал, что война горцев против Российской империи была справедливой.

Следствием этих трех признаний, пояснил я, стало то, что в 1998 году в Россию были возвращены косовские адыги. 

Я также напомнил, что при Владимире Путине (как главе государства, так и премьер-министре) шаги по решению черкесской проблемы были пресечены. И уже к 2006 году, когда иракские адыги, поставленные в условия косовских, попросились на историческую родину, им даже не ответили на их просьбу.

Сказал я и о том, что в 2013 году накануне 21 мая за подписью глав трех «Адыгэ Хасэ» – Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Краснодарского края в Кремль, теперь уже в адрес президента Путина была направлена новая просьба признать черкесский геноцид. Здесь также в ответ последовало лишь молчание.

В этих условиях нужно обращаться ко всем государствам, считаю я. А в результате об этой проблеме узнает большое количество людей.

Был мне задан, скажем, и такой вопрос: считаю ли я патриотом Аднана Хуаде, который как известно является членом Международной черкесской организации «Патриоты Черкесии». И каким я его считаю патриотом (имелось в виду, видимо, его двойное гражданство РФ и Турции). 

Я без колебания заявил, что да. И готов был повторить сказанное мной в этой беседе ранее: вопрос признания геноцида – вопрос человечности. В период, пусть незрелой демократии в России, Адыгея, где больше половины депутатов – русские, смогла признать геноцид черкесов. Сегодняшний Кремль от этого прошлого уходит. 

Подписанты под заявлением с просьбой о признании геноцида требуют лишь проявить человечность к нам, адыгам. И если власть проявит-таки ее к одним, то неужели она будет относиться к другим народам, в том числе к русским, плохо. То есть, получается, что добиваясь признания геноцида, эти люди борются не только за это.

Но этого на сей раз от меня не потребовалось.

Словом, все 3-4 часа беседы не пересказать. Наверное, во многих эпизодах беседы я выглядел далеко неблестяще. Не всегда отыскиваются нужные слова для точной передачи мысли, а раз так, то начинаешь выглядеть оправдывающимся – будто в чем-то провинился. Но повторюсь, разговор, протекал в спокойном русле, это помогало. 

…И закончим пока на этом.