Андзор Кабард
Ставка черкесского национального движения на поиск соглашения о репатриации с Россией на любых ее условиях была ошибочной. Спустя почти четверть века нужно уже признать, что подобная постановка вопроса просто несовместима с национальным достоинством, помимо того, что совершенно неэффективна. Теперь надо думать о строительстве новых институтов черкесской транснации.
Россия осталась глуха к призывам о репатриации даже в ситуации жизни и смерти, вызванной войной в Сирии, где живет стотысячная община потомков черкесских изгнанников, оказавшихся там по вине Российской империи. Полторы тысячи человек, что эвакуированы на родину российскими черкесскими активистами на правах обычных мигрантов, и те стали рассматриваться Москвой как «проблема». На других правах и в иных количествах нынешние российские власти репатриации не допустят.
К 2013 году стало очевидно: Москва никогда не пойдет на реальный диалог с черкесами, пока последние не станут реальной проблемой для Москвы, требующей компромиссного решения. Причем проблемой, которую невозможно ни игнорировать, ни нейтрализовать привычным для России инструментарием: подкупом, запугиванием и насилием. «Уважение не выпрашивают», его завоевывают в борьбе.
То, что в уходящем году о черкесов публично вытерли ноги на зимней Олимпиаде Сочи-2014, не имеет никакого значения в сравнении с вышесказанным. Сочи - это просто реальная оценка работы черкесов с российскими властями, которым они позволили себя «развести», идя на поводу собственных чаяний, иллюзий и страхов. Такой позор весьма полезен - воспоминания о нем мобилизуют волю и дух, порождают необходимую злость и естественное стремление к сатисфакции.
Но разве можно стать стороной диалога, тем паче «проблемой», не существуя? А субъекта «черкесы» на сегодняшний день в мире нет.
Есть «профессиональные черкесы», которые практически во всех странах, где проживают крупные черкесские общины (Турция, Россия, Сирия, Иордания и пр.), кормятся из рук своих властей за счет того, что «нейтрализуют» черкесскую активность, канализируя ее из политического в «фольклорное» русло поколениями.
Эти люди нашли друг друга в лоне российской Международной черкесской ассоциации (МЧА), которая не стесняется вслух озвучивать, что существует лишь для того, чтобы «использовать черкесов мира в интересах России». При этом МЧА не забывает претендовать на монополию, как единственная организация, якобы «имеющая право» говорить от лица всех черкесов.
Есть еще независимые черкесские активисты, которые объединены в транснациональные сети, плохо поддающиеся формализации, консолидируясь на более или менее длительное время вокруг той или иной конкретной задачи. Это, по существу, «черкесская улица», которую «профессиональные черкесы» так и не смогли загнать в стойло, указанное их хозяевами, и которая требует действий, готова к ним, формулирует сегодня запрос на перемены.
Повторюсь: субъекта «черкесы» на текущий момент нет. Назрел вопрос, если называть вещи своими именами, о созыве черкесского аналога Всемирного сионистского конгресса и создании черкесского аналога Всемирной сионистской организации. Зачем изобретать велосипед там, где существуют проверенные временем и доказавшие свою эффективность схемы.
Очевидно, что выдвижение делегатов на такой конгресс должно охватить по возможности все черкесские анклавы и общины мира, но прежде всего в Турции, являющейся домом для подавляющего большинства черкесов, в России, контролирующей историческую Черкесию и в которой проживает вторая по численности община, и в Германии, в которой проживает крупнейшая община на Западе.
Ясно, что центр такой организации не может располагаться в России – там любое подобное начинание постигнет позорная судьба МЧА. Что же касается Турции, то она прошла большой путь, удаляясь от кемалистского оголтелого национализма, но пока рано говорить, насколько далеко она от него ушла и насколько это все основательно.
Германия представляется предпочтительным вариантом, который устроил бы и турецких, и российских делегатов, а также делегатов из арабских стран, США, Израиля, Австралии и т.д. Такое мнение сложилось по результатам консультаций с десятками черкесских активистов из разных стран. Сейчас ведутся внутричеркесские консультации по организации черкесского съезда в Дюссельдорфе в следующем году.
Прежде чем начинать диалог с Россией, надо быть вне контроля России. Не исключаю, что черкесы когда-нибудь могут стать (или не стать) ресурсом для новой России, но нельзя опереться на то, что не сопротивляется. Базой для сотрудничества может быть только взаимовыгодный контракт - никакой больше «безусловной лояльности». Это пройденный этап.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции