К грузинской, абхазской, черкесской общественности


Поводом к написанию настоящего обращения послужила состоявшаяся 28 октября в офисе Центральной черкесской организации Хасэ в Иордании встреча между представителями абхазо-адыгской общественности Иордании, членами Черкесского культурного центра в Тбилиси и послом Грузии в Иордании.

К нашему большому сожалению, данное мероприятие было омрачено провокацией, организованной, по нашему мнению, третьими силами. Этот инцидент стал возможным вследствие точечного использования разногласий, имеющих место быть во взаимоотношениях между грузинами и абхазо-адыгами.

Мы не хотим углубляться в «причины» произошедшего, но находим крайне важным обратиться к сторонам инцидента, сконцентрировавшись на тех болевых точках, которые были использованы при манипулировании участниками провокации.

Одним из столпов черкесской этики Хабзэ является абсолютизация статуса гостя. Институт гостеприимства был развит настолько, что даже кровный враг мог явиться в хачеш (гостиную) к черкесу и стать там желанным гостем.

Произошедшее в Аммане является вопиющим случаем нарушения этого принципа Хабзэ. Причём речь идёт не о каком-то бытовом случае, а о скандале межнационального, международного масштаба. Данный инцидент является абсолютно неприемлемым и с точки зрения принципов классической дипломатии. Даже во время кровопролитных войн стороны конфликта находили в себе силы садиться за один стол и вести гуманитарный диалог.

Необходимо отметить, что грузины являются не только географическими соседями черкесов, повелось так, что наши народы были издавна связаны династическими браками и союзническими отношениями. Мы были, есть и будем близкими друзьями. Однако тут нельзя не сказать и об абхазах, являющихся нашими единокровными братьями. Нет ближе для черкеса никого, чем абхаз, и нет никого ближе для абхаза, чем черкес. Мы всегда привержены идее нашего кровного, ментального и исторического единства.

Хотим надеяться, что в эпоху, когда Грузия строит современное демократическое государство, она будет придерживаться демократических ценностей во всем. В начале Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970 года) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

Конечно, сложно строить мирный диалог со стороной, которая неполных 30 лет назад была твоим военным противником. Однако исторический опыт показывает, что игнорирование объективных экономических и культурных факторов в угоду эмоциям, является тупиковым путем политической эволюции. Примеров примирения сторон вооруженного конфликта множество. Взять хотя бы пример с быстрой реанимацией дипломатических взаимоотношений между США и Японией, когда первая применила против второй ядерное оружие.

Кроме того, следует отметить, что случившаяся провокация стала возможной в силу деградации черкесских политических, социальных, культурных институтов. Мы перестали быть единым ментальным организмом вследствие территориальной разобщенности. Каждый осколок черкесского этноса, оказавшийся в обособленном культурном котле, эволюционирует, трансформируется по-своему.

Несмотря на все эти трудности и проблемы, мы верим в наше общее будущее. И да поможет нам Великий Тха.

Хапай Арамбий
Черкесов Мухамед
Думанишев Ауладин
Бгъанэ Алый
Яганов Ибрагим
Кожев Заурбек
Алоев Тимур

05.11.2019

facebook.com