Черкесская (Адыгская) государственность, – Мусса Дауров


В описаниях Черкесии многими авторами периода Русско-кавказской войны и после, адыги (черкесы) предстают зачастую небольшими, абсолютно разобщенными и дикими племенами. Такая искусственно заниженная оценка общественных отношений исторической Черкесии была призвана оправдать саму суть войны. И по заведенным с тех пор неписанным правилам, было принято писать и говорить «адыгские племена».

Но как бы не пытались принизить общественный уклад и культурное влияние Черкесии на народы Кавказа, история народа свидетельствует не только о высоких общественных отношениях и особой форме государственных отношений исторической Черкесии, но и роли Черкесии в истории кавказских народов, а также Египта, России и Турции. И главной задачей этой публикации является раскрытие уровня общественных отношений и формы адыгской (черкесской) государственности. В публикации использовано новое, по отношению к Черкесии определение – «Земля» вместо «племена», что совпадает с адыгским (черкесским) определением «ЩIы» – Земля. Отсюда – АдыгэщIы (Черкесия), по аналогии с немецким das Land (штат, республика): das Saarland – Земля Саар (Федеральная Земля Германии), или Земля Бесленей; Deutschland – Германия, и по аналогии – АдыгэщI (Черкесия).

Говоря об адыгской (черкесской) государственности, важно, прежде всего, отметить, что в середине XV века князь Инал Великий объединил адыгские Земли и создал централизованное феодальное черкесское государство. Но с его смертью, черкесские князья, не привыкшие быть под началом одного избранного правителя, вновь раскололи Черкесию на удельные княжества и Земли. Кабарда сумела при этом сохранить жесткую иерархию. Пщы-тет – Верховный князь избирался на определенный срок на Хасэ – Большом Собрании, и единственной привилегией его перед другими князьями являлось быть в сражении впереди объединенного войска. Западночеркесские княжества и Земли выразились в стремлении проявить свою независимость друг от друга, объединяясь при необходимости отражения внешней агрессии. Известный английский исследователь-путешественник Эдмонд Спенсер определил эти отношения как форму конфедеративных связей.

Конфедерация адыгских (черкесских) Земель и княжеств

«Черкесия делится на четырнадцать княжеств, самостоятельных каждое в своих границах. Она ни от кого не зависит. В случае предъявления каких-либо чрезвычайных требований, отвергает их без стеснения».
К. Главани

Территория независимого черкесского конфедеративного государства соответствует границам, установленным на карте генерала Хатова, опубликованной по приказу русского правительства за несколько лет до Адрианопольского договора и располагалась на всем пространстве от северного Причерноморья до нижнего течения Терека.

Но, чтобы говорить о Конфедерации адыгских Земель и формах ее государственного устройства, необходимо абстрагироваться от современных форм государственности, строящихся на мощной бюрократической основе. Адыгская государственность предполагала особые формы внутренних отношений адыгского (черкесского) общества.

Историческая наука различает формы общественных отношений, которые определяют различные формы государственности: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая. Но любая форма государственности предполагает защиту интересов правящих классов или национальных интересов. И для выполнения этих функций государству необходимо иметь: конституцию, правоохранительные структуры, границы, государственный флаг и герб, государственный язык, население, армию.

Осуществление функций конституции и правоохранительных органов регламентировалось в адыгском (черкесском) обществе принципами Адыгэ Хабзэ. АДЫГЭ ХАБЗЭ – свод неписаных правил, которые регламентировали все стороны взаимоотношений в адыгском обществе. Исполнение этих правил было святой обязанностью каждого члена общества, независимо от того, князь он, дворянин, свободный или вольноотпущенник. Соответствие этим правилам было главной добродетелью наряду с такими понятиями, как мужество, гостеприимство и красноречие. Именно это положение определяло отсутствие в адыгском обществе правоохранительных или надзирательных органов. Они подменялись осознанным отношением каждого члена общества к правам и обязанностям, и, как следствие, Адыгэ Хабзэ идентифицировало адыгов на всей территории исторической Черкесии, выступая в роли КОНСТИТУЦИИ. В общем же, Адыгэ Хабзэ формировало адыгский менталитет: Адыгэ Хабзэ – это как я думаю; Адыгэ Хабзэ – это как я делаю (как я исполняю свои обязанности); Адыгэ Хабзэ – это как я чувствую; Адыгэ Хабзэ – это как я живу (как я отношусь к другим); Адыгэ Хабзэ – это как я умру (что обо мне скажут после моей смерти). (Л.Х. Балагова. Адыгэ Хабзэ как основание этнической идентификации адыгов. Хабзэ, № 21. Майкоп. 1997).

«Под воздействием внутренних противоречий, эволюции общественного развития встал вопрос о национальной консолидации – создании централизованного государства из раздробленных Земель и княжеств, — пишет доктор филологических наук, профессор Х. Хапсироков. – На народных съездах разрабатывались варианты национальной государственности, исходя из традиционных политических форм самобытного развития, свода законов Адыгэ Хабзэ». Адыгэ Хабзэ в широком смысле – это права и обязанности каждого члена черкесского общества. И если в ином другом цивилизованном обществе «право перестает быть таковым, как только лишается полноценной этической базы, и тогда эту образовавшуюся логико-психологическую брешь заполняют постепенно ложь, лицемерие, агрессия. Конечно, нельзя отрицать громадное значение порядка и укрепления законности. Весь вопрос, однако, в том, какой цели они служат. В своем первоначальном и истинном смысле право – это не знающая компромиссов воля к этической рационализации мира», – пишет доктор исторических наук, профессор Б. Бгажноков. Принципы же Адыгэ Хабзэ исключают эти проявления и могут служить Конституцией любого цивилизованного общества.

Третий признак государственности – это территория

Территория исторической Черкесии была предметом особого внимания многих этнографов и путешественников.

Французский дипломат Карл Пейсонель пишет в 1755 году: «Черкесия – независимая страна… Границы ее на юге достигают отрогов Главного Кавказского Хребта, с запада на восток она простирается от Черного моря до Терека…»

Адыги идентифицируются на этой территории многими русскими, голландскими и другими картами того периода. В частности, на голландской карте Османской империи XY века Черкесия (Cirkasses) отмечена, как независимая от граничащих с ней Турции и России страна в пределах от Азовского до Каспийского морей.

Одной из точек отсчета пребывания черкесов на этой территории является Этокский памятник, датируемый 21 марта 368 г. Принадлежность этого памятника адыгской (черкесской) культуре несомненна, об этом свидетельствует выполненный греческими письменами адыгский (черкесский) текст. Сведения о границах исторической Черкесии можно также получить из древних сказаний героического эпоса «Нартхэр»:

«Псыжьыщхьэ нэскIэ ди Нартыжьыбэ»… (Нартхэр, 84-рэ текст).

«До верховий Кубани наша Нартия…» (Нарты, текст 84).

«Уей, Хъызырыдзэр дзэшхуэт, дзэфIыцIэт // Хы ФыцIэм къытехьэщ, къисыкIщ// ПсыжьыщхьэкIэ къигъазэщ, къибзыхьщ//НартыщIым щыятэщ»… (Нартхэр, 580-рэ текст).

«Войско хызыров – черное войско // У берега Черного моря высадилось//К верховьям Кубани направилось//И на Земле Нартов бесчинствует…» (Нарты, текст 580).

Защита своих границ и территории – одно из приоритетных направлений деятельности государства. И это определяет четвертый признак государственности, для реализации которого государству необходима армия.

Как это ни парадоксально, адыги (черкесы), при всей своей воинственности были самым миролюбивым народом. История не знает случая военной агрессии адыгов (черкесов) против других народов. Быть воинственными их заставила постоянная угроза внешней военной агрессии. Это стало основной причиной того, что адыги (черкесы) не имели постоянного войска, собирая ополчение, при необходимости отражения внешней агрессии. Этим Черкесия отличалась от других государств, для которых рекрутство было формой воинской обязанности.

Как сообщает немецкий этнограф Фридрих Боденштедт, черкесы уделяли большое внимание военно-спортивной подготовке молодежи. «Только свободные могли составить ополчение», – Эдмонд Спенсер в своей книге «Путешествие в Черкесию» (Лондон, I836). Этим черкесы походили на древних греков.

«Черкесы – самые многочисленные и самые могущественные среди прочих народов Кавказа». О.Маркграф

Доказательством этому высказыванию служит тот факт, что адыги выстояли на протяжении всей своей многовековой истории, проиграв лишь в результате продолжительной Русско-кавказской войны.

«Конфедеративные Земли Черкесии могли выставить 200-тысчное войско». Эдмонд Спенсер.

Согласно общепринятой статистике, ополчение может составить около 10% от всего населения. Следовательно, 200-тысячное войско предполагает около 2 миллионов населения Черкесии. Это подтверждается информаций исследований 1830 года, которые проводились по приказанию фельдмаршала князя Паскевича Ивана Федоровича: «Население Черкесии составляет 1миллион 700 тысяч человек. Черкесы могут выставить 250-тысячное войско». (Черноморская кордонная линия и правый фланг Кавказских войск. «Кубанский сборник», Екатеринодар, 1904 г. Т.10).

После покорения Дагестана и Чечни и пленения Шамиля в 1859 году, царизм сосредоточил на правом фланге против черкесов 300-тысячную амию. Но война продолжалась еще 5 лет. Только 2-миллионное население Черкесии могло противостоять такой армии. И оценки в этом аспекте численности населения Черкесии в 290 тысяч человек не только не соответствует действительности, но и принижают боевую славу и возможности царской армии XVIII-XIX вв.

Это обстоятельство служит лишним доказательством того, что численность Черкесии составляла около 2 миллионов человек. Иначе трудно объяснить, что, несмотря на то, что после падения в 1859 году Гуниба и пленения имама Шамиля, Россия сосредоточила против Черкесии 300-тысячную армию, война продолжалась еще долгих 5 лет.

Но основным недостатком черкесского ополчения было то, что оно не имело жесткой армейской структуры. И это не замедлило сказаться на характере проводимых ополчением боевых действий. Это видно из примера «таяния» численности 10-тысчного отряда шапсугов, выступивших против войск генерала Орлова. Хорошо зная эту особенность, генерал Орлов затянул ожидание сражения на две недели, по истечении которых перед ним осталось немногим больше 300 шапсугских всадников. Причины «таяния» черкесского отряда были просты: у кого-то закончились съестные припасы, у кого-то возникли свои житейские проблемы и т.д. То есть речь идет о том, что оборону страны необходимо было строить на уровне кадровой армии, которая имела бы соответствующую инфраструктуру: кадровое строительство, службы тыла, снабжение военными припасами и т.д. Эти идеи заставили пересмотреть основы общественных отношений, которые уже не соответствовали времени и государственной структуре окружающих стран и изменить подход к проблеме черкесской государственности.

Важными определяющими сложившихся форм государственности Черкесии являются ее торговые и экономические отношения с другими государствами. «Продукты питания (мед, пшеница, пшено), а также бурки, материя и оружие, производимые в Черкесии высокого качества. Особо ценятся черкесские породы лошадей «шолох» и «бечкан», – пишет Карл Пейсонель.

Наличие в Черкесии основных форм государственности – свидетельство того, что Черкесия, несмотря на свою раздробленность и жесточайшую междоусобицу имела свою форму государственности. И, хотя эта форма имела основы демократии, она базировалась на феодальных отношениях.

Современное понимание демократии строится, к сожалению, на изгнании одного из классов общества, и, как пример, многие историки приводят Бзиюкскую битву. Но само определение демократии «dёmos – народ + kratos – власть» (греч.) опровергает такой подход. Народ – это общность всех сословий и классов. Одни князья и дворяне – не народ, так же, как не народ одни свободные крестьяне и другие низшие сословия. Они – лишь составляющие части народа. Исключение одной части народа и придание функций управления другой ее части – не что иное, как диктатура.

Изгнание или репрессии по отношению к одному из сословий, как части всего народа, неминуемо ведет к диктатуре, и попытки представить результаты Бзиюкской битвы как неких демократических преобразований народа в корне ошибочны. Общественное устройство исторической Черкесии базировалось на принципах демократии. Именно это и стало одной из причин продолжительной войны царизма против Черкесии, служившей «плохим» примером для ее закоснелой крепостнической системы. И это видно на примере того, что русские офицеры вышли в декабре 1824 года на Сенатскую площадь. Пройдя в ходе разгрома Наполеона территорию западных государств, они увидели необходимость изменить крепостнический уклад России.

***

«Что касается жителя цивилизованной Европы, вид такого множества свирепых вооруженных мужчин, не поддающихся контролю полиции, солдат или любой другой системы цивилизованных наций, был действительно новым. И для иностранца были основания испытывать страхи за его личную безопасность.

Напрасно я искал среди них глаза какого-то начальника, чье присутствие сдерживало жестокость воинов вокруг меня. Никого не смог я обнаружить… Их упорядоченное поведение не уступало никакой группе людей, даже в самой дисциплинированной стране самой деспотической власти в Европе», – пишет Э.Спенсер.

Привычные для европейца функции правоохранительных структур власти регламентировались в черкесском обществе принципами АДЫГЭ ХАБЗЭ. И, если в общее понимание макиавеллистской формулы государства «сильная власть, сильная армия» соответствовало адыгской (черкесской) государственности, сама теория Никколо Макиавелли о возможности использования любых методов был неприемлем для адыгской (черкесской) формы государственности. Это следствие того, что обязательное исполнение норм и принципов АДЫГЭ ХАБЗЭ не было принудительным.

Основным Законом адыгской государственности было АДЫГЭ ХАБЗЭ, а функции управления осуществлялись Народным Собранием – ХАСЭ.

«Ассамблея (Большое Собрание – Хасэ) была проведена в одной из священных рощ, – пишет Э.Спенсер. – Как только оратор поднимался со своего места, чтобы обратиться к Ассамблее, глубочайшее и самое уважительное молчание устанавливалось до тех пор, пока какая-нибудь возбуждающая фраза не производила всеобщего возгласа энтузиазма, которому громкий звон их сабель придавал дополнительный эффект, при котором было необходимо какому-нибудь из старейшин поднять руку, чтобы порядок снова восстановился». Описание Э.Спенсера являет нам структуру Ассамблеи – Большого Собрания-Хасэ. Это депутации Земель и княжеств конфедеративной Черкесии и ведущие Хасэ старейшины – Президиум.

Бессомненно, что ХАСЭ было ПАРЛАМЕНТОМ КОНФЕДЕРАЦИИ черкесских Земель и княжеств.

В разгар боевых действий за независимость Черкесии, конфедеративные княжества и Земли вырабатывают в 1834 году Положение о единой государственной символике – зеленое полотнище, на фоне которого 12 золотых звезд коронуют три перекрещенные стрелы. Звезды символизируют число Земель и княжеств Конфедерации, а три стрелы отражают мирную основу международных отношений, как устремлений Конфедерации. В 1836 году флаг, как общенациональная символика, был принят Всечеркесским Хасэ.

Адагумская государственность

«На реке Адагуме в 1848 году состоялось Большое Собрание – Хасэшхуэ, в котором приняли участие абадзехи, шапсуги, натухажцы, убыхи. Хасэ (совещание) проходило в течение целого года с февраля 1848 по февраль 1849 года. Собравшиеся согласились между собою предоставить Народному Собранию – Хасэ власть над народом, учредить администрацию и земскую полицию». (Н. Дубровин. «Черкесы» Петербург. 1871 г.)

Впервые Народному Собранию – Хасэ предоставляется власть над народом. Это существенное новшество в практике адыгской (черкесской) государственности. И для претворения в жизнь решений Большого Собрания (Хасэшхуэ) были приняты следующие меры:

1. Признать постановления Народного Собрания – Хасэ обязательными для всех обществ и принудить силой (выделено автором) те из них, которые будут уклоняться от их исполнения.

2. Для доставления народных средств тому, чтобы постановления его уважались, образовать и передать в его распоряжение постоянное народное ополчение (полицию – М.Д.) на содержании народа (налоги – М.Д.)

3. Разделить народ на общины, каждую на 100 дворов и поручить управление общинами избранным (чиновникам – М.Д.) или старейшинам, которых обязать присягой исполнять распоряжения Народного Собрания – Хасэ и представлять отступников на его суд.

Адагумское Народное Собрание просуществовало недолго. Несвойственные адыгскому (черкесскому) менталитету принципы подорвали устои новой, нарождающейся формы государственности. Но это были уже ростки нового мышления, что выжить можно только в иных условиях при новых общественных отношениях и новом политическом укладе.

Предвидение крушения новой формы государственности было причиной того, что Большое Собрание (Хасэшхуэ) длилось в течение года. Адыги не принимали окончательного решения, если хоть один из ответственных за его принятие был против или сомневался. Заседание Адагумского Большого Собрания (Хасэшхуэ) затянулось из-за позиции князя Болотоко, сомневавшегося в приемлемости новой формы государственности для адыгского (черкесского) образа жизни и мысли. Время показало, что он был прав в своих сомнениях. Резкий переход от одной формы государственного устройства, обусловленный только политическими причинами, не смог преодолеть привычного уклада и традиционного мышления, имеющего мощную многотысячелетнюю основу.

Сочинский Меджлис

Не сумев изменить устоявшиеся формы своей государственности, адыги (черкесы) вернулись к конфедеративному устройству. Но идея создания централизованного государства уже обрела реальные очертания, и 2 года спустя, был создан Сочинский Меджлис вольности черкесской. Меджлис поставил в известность ведущие государства – Россию, Турцию, Англию и Францию.

Сочинский Меджлис был разделен на 12 округов. Каждые 100 дворов должны были выставить по пять всадников в регулярную армию. Были построены административные дома, гостиницы, мечети. И здесь важно отметить, что даже в условиях приверженности к исламу, Сочинский Меджлис основывался по своему устройству на принципах демократических форм государственности. Совет Сочинского Меджлиса состоял из 15 полномочных представителей народа. Главой Совета был избран князь Карабатыр Зан. Совет Сочинского Меджлиса направил свои посольства в Стамбул, Париж и Лондон. В своих действиях и первых межгосударственных отношениях Совет Сочинского Меджлиса продекларировал стремление к миру. Но эти меры не входили в планы покорения Черкесии. 19 июня 1862 года командование царских войск предприняло широкомасштабную операцию по уничтожению административного центра Сочинского Меджлиса. Морской десант сжег все административные постройки Сочинского Меджлиса.

Дальнейшее продолжение царским самодержавием военных действий и поражение Черкесии в Русско-кавказской войне и, как следствие, массовый исход в Турцию прервали естественный процесс формирования единого черкесского государства.

Вместо послесловия

Благодаря национальной политике советского государства, черкесы смогли сохранить язык, территорию и возродить свою государственность.

Это вхождение в состав Российской Федерации трех адыгских (черкесских) государственных образований – Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Адыгея.

Конституции республик, так же, как и Конституция Российской Федерации, содержат много общего с принципами АДЫГЭ ХАБЗЭ – свидетельство того, что уже к середине XIX века Черкесия существовала как суверенное демократическое государство.

Мусса Дауров, писатель,

gumilev-center.ru