Черкесы 21 мая продемонстрировали небывалый национальный подъем


Несмотря на ненастье, десятки тысяч черкесов в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии приняли участие в траурных мероприятиях, посвящённых 153 годовщине окончания русско-черкеской войны. И хотя в Абхазии эта памятная дата обозначена иначе, в Сухуми также вспоминали массовый исход абхазов в Анатолию.

Не осталась в стороне и многомиллионная диаспора, прошедшая с черкесскими знамёнами по турецким городам. Впервые за всю историю поствоенной Черкесии, которая сегодня существует только в исторической памяти черкесов, в школах, высших учебных заведениях, в городах компактного проживания черкесов прошли памятные мероприятия по жертвам русско-кавказской войны.

Никогда ранее учителя школ, преподаватели вузов не проявляли столь выраженную инициативу в вопросе организации черкесских памятных дат. Ещё вчера эта тема была в учебных заведениях по умолчанию закрыта.

Подавленное после головокружительного взлёта в 1990-е черкесское движение, несколько лет подряд демонстрирует небывалый национальный подъем. И у этой динамики есть объяснение: росту национального самосознания черкесов и его выражению способствовала совокупность факторов, которые стали катализатором черкесского ренессанса, ставшего очевидным сегодня – 21 мая.

В первую очередь это признание геноцида черкесов Грузией, положившее начало объединению черкесов вокруг исторической памяти о войне, ставшей причиной массового исхода большей части черкесов в Османскую империю.

Именно Грузия вывела черкесскую проблематику на совершено иной уровень, сделав черкесский вопрос субъектом международного права. Именно Грузия положила начало черкесскому ренессансу, открыв свои архивы для международных экспертов и черкесских учёных, составивших доклад о военных преступлениях царских войск на черкесской земле.

Олимпиада в Сочи, призванная объединить вокруг глобального спортивного проекта все слои российского общества, также обернулась для российских властей неожиданным сюрпризом, выраженным в черкесские протесты.

Именно они в последующем стали дополнительным фактором мобилизации черкесов вокруг исторической памяти о войне.

Нынешний сирийский конфликт, повлёкший за собой актуализацию и черкесского вопроса (вокруг черкесских беженцев), также, внёс свою лепту в процесс подъёма национального самосознания современников.

Нежелание Кремля признать зарубежных черкесов соотечественниками, в то время, когда российские паспорта получают миллионы граждан соседних постсоветских республик, усилили претензии черкесов к Москве.

Черкесы болезненно восприняли категорически отказ России принять специальную программу в отношении черкесских беженцев из Сирии, которые продолжают гибнуть на Ближнем Востоке.

Неоценимую роль в единении черкесов вокруг знаменательных для этноса событий сыграли и социальные сети, связавшие сотни черкесских организаций и тысячи активистов по всему миру, в том числе диаспору с исторической родиной.

И наконец, внутриполитические условия в самих республиках Северного Кавказа, выраженные в усилении роли черкесских национальных групп, на фоне резкого падения влияния ислама на молодёжную среду.

Все это повысило уровень черкесского самосознания, особенно у молодёжи, которая сегодня диктует элитам формат взаимодействия властей с черкесскими организациями.

Черкесская молодежь изменила черкесское движение, придав ему совершено новую динамику.

Именно поэтому региональные элиты уступили инициативу черкесской молодежи.

Попытки же федеральных служб дискредитировать черкесское движение, изолировать его от влияния многомиллионной диаспоры в Турции, ровным счётом ничего не дали закулисным наблюдателям черкесского ренессанса.

Черкесское движение находится в понятном для властей правовом русле. Также безуспешными оказались попытки создать напряжённость между черкесами и тюркоязычным населением.

В этих условиях единственным правильным форматом контроля над черкесами кажется предоставление условий для выражения черкесами их прав, что, собственно и сделали региональные элиты в 2017 году, не без молчаливого согласия Москвы, наблюдающей за черкесским ренессансом.

Ислам Текушев, Caucasus Times