Черкесский активист: Не выход КАФФЕД из состава МЧА является причиной кризиса


Конец года для черкесского движения выдался скандальным. Федерация кавказских Хасэ (КАФФЕД) в Турции приняла решение приостановить свое членство в Международной черкесской ассоциации (МЧА).

Об этом было объявлено в конце декабря. Причиной этого решения стало неисполнение руководством МЧА обещаний перед другими структурами и отсутствие у МЧА должной обратной связи с черкесской общественностью. Федерация также анонсировала съезд 22 января 2017 года, на котором она намерена окончательно определиться с тем, оставаться ли членом МЧА.

Пока речь идет только о приостановке членства КАФФЕД в Международной черкесской ассоциации. При этом ряд черкесских активистов возложили на руководство МЧА ответственность за раскол внутри ассоциации. Следует отметить, что КАФФЕД – не первая организация, которая не очень довольна политикой МЧА. Так, в 2015 году ее уже покинули «Адыгэ Хасэ» Карачаево-Черкесии и Адыгеи. 

Между тем такая тенденция, видимо, не пугает некоторых черкесских общественников. Так, на своей странице в фейсбуке заместитель председателя «Адыгэ Хасэ» Краснодарского края Аскер Сохт написал: «Ровным счетом мы ничего не теряем от того, что руководство КАФФЕД выходит из МЧА. Предлагаю, когда они передумают, не принимать их назад ни при каких обстоятельствах».

Сообщается, что решению КАФФЕД предшествовала депортация ее руководителя из России. Однако Аскер Сохт видит корень проблемы в другом.

«Мотивация, которая звучит из уст руководства КАФФЕД в Турции, свидетельствует о конфликте с президентом этой организации. Я думаю, это – лишь повод. В действительности действия руководства КАФФЕД имеют политическую мотивацию, истинные цели состоят в разрыве связей черкесской диаспоры Турции с черкесами Кавказа», - заявил Аскер Сохт «Кавказ.Реалии».

Общественник отмечает, что КАФФЕД принял решение приостановить свое участие, однако не считает необходимым как-то объяснять это черкесским организациям – членам МЧА.

Исследователь, создатель электронного архива документов времен Кавказской войны и экс-член Правления образовательного фонда им. Имама Шамиля Джем Кумук из Турции, напротив, приветствует приостановку участия КАФФЕД в МЧА. «Очень важное решение, которое должно было быть принято давно», - говорит эксперт. 

С самого основания МЧА ее отношение к черкесскому вопросу было довольно пророссийским, отмечает Джем Кумук. С другой стороны, по мнению Кумука, даже сама Москва не воспринимала эту организацию всерьез, она также не пользовалась авторитетом в республиках со значительным черкесским населением и в диаспоре. Поэтому оставаться в МЧА было не очень логичным.

Между тем исследователь считает, что решение данной проблемы лежит не в плоскости отношений черкесов Северного Кавказа и диаспоры, а в самом определении черкесского вопроса как проблемы. По мнению Джема Кумука, с этим есть проблемы, ведь в новых реалиях черкесские организации все еще ставят те задачи, которые были актуальны в начале 1990-х гг. 

«В силу того, что я рассматриваю МЧА как не очень «здоровую» организацию, мне представляется, что выход КАФФЕД из этой структуры не повлечет никаких негативных последствий для КАФФЕД», - заявляет Джем Кумук. По словам исследователя, выход позволит кавказской структуре диаспоры пересмотреть многие вопросы.

С этим соглашается и Андзор Кабард. «Официальная миссия МЧА, как она представляется его действующему руководству: «использовать черкесов диаспоры в интересах России». МЧА благословила российские бомбы, падающие на сирийских черкесов. МЧА беззастенчиво подставляла анатолийских черкесов перед турецким правительством в ходе последнего российско-турецкого кризиса», - заявил он. 

МЧА участвовала во всех российских мероприятиях по нейтрализации черкесских протестов против олимпиады Сочи-2014, продолжил он. МЧА нагло отрицает проблему репатриации черкесов в историческую Черкесию, не брезгуя прямой ложью. МЧА перманентно и давно шантажирует тех же анатолийских черкесов запретом на посещение исторической Черкесии, разрушением сложившихся с ней деловых, родственных, образовательных и просто человеческих связей.

Андзор Кабард считает, что МЧА прямо курируется российскими властями и спецслужбами, ее руководство открыто бравирует этим. У МЧА крайне высокий антирейтинг, как среди черкесов, проживающих на исторической родине, так и среди черкесов диаспоры. Т.е. МЧА – это не «черкесская» организация, а российское агентство по делам черкесов, встроенное в систему мероприятий по нейтрализации черкесского вопроса – российский сторож у лежащего на земле черкесского тела, следящий за тем, чтобы оно не дай Бог не встало на ноги. 

По его мнению, все это стало ясно не вчера, на все это прямо и неоднократно указывали руководству КАФФЕД. Но МЧА и КАФФЕД так долго лежали в одной постели, последняя снесла столько оскорблений и подстав от первой и так к этому привыкла, что уже не верилось, что КАФФЕД хоть когда-то продемонстрирует характер и подаст на развод. Происходящее сейчас приятно удивляет.

В этой связи черкесский активист отмечает, что выход из состава МЧА не является показателем кризиса, а как раз наоборот. «Кризис был четыре года назад, когда сирийский кейс заставил расстаться с иллюзиями, питавшими черкесское движение последнюю четверть века – я говорю о великой надежде достичь с Россией взаимопонимания по репатриации», - поясняет активист. 

«Жесткая и внятная позиция Москвы поставила на них крест в 2012 году, вместе с тем лишив Россию главного рычага давления на черкесскую диаспору. Судьба МЧА, как одной из деталей этого механизма, уже тогда была предрешена», - резюмирует Адзор Кабард.