В Адыгее появится золотая кладовая - Ася Еутых


8 декабря эта очаровательная художница, которой подвластна и тяжелая сталь и тонкие нити, отметит день рождения. Мы встретились со знаменитой золотошвеей, ювелиром, мамой двоих сыновей Асей Еутых накануне ее праздника.

Говорили о работе, истории и новом уникальном музее, который уже скоро откроет в родной Адыгеи мастерица.

Кладовая как в Эрмитаже

Кстати, кто еще не знает, ювелирные изделия Аси, выполненные в стиле майкопской культуры, украшают коллекции именитых ценителей прекрасного: короля Иордании Хусейна, Вагита Алекперова, Юрия Лужкова. Ритон ее работы (царский рог для питья) хранится и у Владимира Путина. Произведения Аси Еутых, выполненные в технике литья, гравировки и позолоты содержатся в фондах Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы.


А совсем скоро изделия мастерицы будут выставляться в авторской Золотой кладовой, аналога которой нет на всем Юге России. Сейчас идет строительство музейного комплекса.

– Наверняка вы бывали в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Так вот, в Адыгее скоро появится свой музей, - рассказывает художница из Адыгеи Ася Еутых. - В нем будет представлено наше искусство – мы расскажем об адыгских промыслах, традициях. Здесь можно будет не только полюбоваться изделиями, но и проследить за работой профессионалов и даже попробовать что-то смастерить самому: научиться раздувать горн мехами, плавить, отпиливать, полировать металл. Экспозиция ювелирных предметов будет работать без выходных. Перед зданием мы отвели место для золотого дерева нартов.


«Золотое дерево нартов» из легенды Нартского эпоса станет своеобразным символом столицы Адыгеи города Майкопа. Ведь «Майкоп» переводится как «Долина яблонь». А по легенде, каждую ночь на золотом дереве созревает волшебное яблоко, у которого одна сторона – белая, другая – алая. Если молодая невестка прикасалась к белой – родится дочка, к красной – сын.

Дух жрицы и любимая бабушка

Сама Ася Еутых появилась на свет в Урупском районе Краснодарского края (сейчас это Новокубанский район) зимой. Ее папа попал туда по распределению зоотехником. В тот день было морозно и снежно. Он запряг сани и повез жену в райцентр в роддом. Проезжая место, где в тот год археологи раскопали Колосовку – курган, в котором была захоронена скифская жрица, конь забил копытом.

– Дух жрицы выпустили на волю, как бы он в нашего ребенка не переселился, - пошутил тогда отец Аси.

Но в детстве Асю Еутых воспитывала бабушка. Она была рукодельницей, золотошвеей, сказительницей. Рассказывала внучке о героях нартского эпоса. Девочка в свою очередь старалась им подражать. Ее любимыми женскими образами были Сэтэнай гуаще и златорукая Адыиф.


Бабушка до старости носила шелковые платья, которые расшивала сама. И частенько сажала внучку рядом и учила рукоделию.

– Вместе с ней я рисовала, одевала кукол, - рассказывает Ася. – А когда должна была пойти в школу, домой принесли ярко-голубую ткань. Из нее нужно было сшить мне форму – сарафан с юбочкой в складочку. Бабушка сделала выкройку, а я без швейной машинки при помощи потайного шва сшила одежду сама. В четвертом классе я уже сшила себе пальто. Когда из него выросла, распорола, перелицевала, добавила манжет из другой ткани и носила. В 70-е, 80-е годы одежда была скучная, но для моего творчества был простор. Классная руководительница, когда я встречаю ее на улице, часто вспоминает мою одежду, которая всегда была модной, идеально сидящей.

Цена твоей головы в том, что видели глаза

Учиться Ася поступила в Карачаевск на Художественно-графический факультет, потом перевелась в Кубанский госуниверситет, где и получила диплом.

– Я никогда не относилась к своему обучению как к простому посещению занятий, - поясняет художница. - Любимая поговорка моей бабушки: «Нэм илъэгъурэр, шьхьэм ыуас». В переводе это означает – цена твоей головы в том, что видели твои глаза. За время учебы я набиралась знаний у многих талантливых педагогов – у Беджанова Юрия Карабатыровича, Титова Виктора Ивановича, Веда Георгия Васильевича, у Магамедова Курбанали в Дагестане, в Риге в Академии художеств, в Таллинне. Моими визитками были мои рисунки, а не договоры между учебными заведениями. Я приезжала на новое место, говорила, что хотела бы поучиться художественному мастерству, садилась среди художников и рисовала.

Сейчас Ася известна не только по уникальной работе с драгметаллами, ее хорошо знают как оружейника, художника по костюму и как золотошвею. Золотошвея – звучит по-женски понятно, а вот «оружейница» – несколько необычно. Рассуждая об этом, на первый взгляд, «мужском» деле, Ася объясняет, что у каждого свое предназначение.

– Я считаю, если художник делает свою работу от сердца, то работа получается живая, волшебная. И люди это чувствуют. А почему мужчины талантливы в женских ремеслах, а женщины в мужских – это кавказские парадоксы, - смеется художница. А еще она вдоль и поперек изучила историю народного костюма Адыгеи.


Наряд адыгской женщины

– В первой половине I тысячелетия до н.э. степную часть территории Краснодарского края заселяли скифы и сарматы, а на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря, а также на побережье Черного моря жили меоты, - об истории Ася готова говорить часами. - Это соседние народы, в их культурах достаточно общих граней. Если сравнить скифскую курточку и нашу черкеску – крой абсолютно одинаковый. Черкеска – это практически скифская курточка с газырями. Газыри на черкеску начали нашивать с появлением огнестрельного оружия. Длинную же черкеску, которую мы сегодня знаем, как сценический костюм, носили только старики и князья. Мужчины, в основном, носили черкеску, у которой поднимались края, и она была короткой. Так вот черкеска и штаны - тоже от скифов. Под черкеской адыгские мужчины носили рубашку, а под ней – исподнее белье. Трусов не было, их заменяли штаны. Все эти утверждения подтверждаются предметами из раскопок. 

– Сегодня же популяризован единственный женский национальный костюм, который дошел до наших дней – сае. Это праздничная одежда. В гардеробе адыгской женщины был и кафтанчик. Он был и на тонкую талию и на взрослых женщин, подвязывался кушаком или платком. Серебряные пояса – это одежда на выход. Современные женщины носят брюки, черкешенки прошлых эпох тоже носили их. Так же как и у всех женщин на территории Евразии, у адыгских леди не было нижнего белья. И если представительницы других народов под юбкой не носили ничего, то черкешенки надевали под платье длинные штаны, такие же, как у мужчин. Почти как брюки – голифе со складками из мягких тканей – в них девушки могли ездить верхом. Условия жизни диктуют моду. Конь был единственным средством передвижения и если у девушки под юбкой – брюки, не нужно было изобретать дамское седло или шить специальное платье – амазонку. Черкешенки всегда были в образе амазонок. При необходимости, девушка поднимала юбку, садилась на коня в удобных штанах. Так она чувствовали себя абсолютно уверенно.

– Если бы не было Кавказской войны, развитие черкесской моды шло бы по европейскому сценарию или по-восточному?


– Если бы не было той «культурной дыры», черкесская мода обязательно развивалась бы по принципу европейской. В Адыгейском республиканском музее сохранились фотографии екатеринодарского театра позапрошлого века, на которых видно, что в моду входили сае с рукавом в виде фонарика. Женщины на фотографиях – с кружевными платочками. На них – подплечники, гусарские застежки. Откуда у адыгов появились подплечники и гусарские застежки? Тут можно спокойно порассуждать о развитии женской моды в военизированном обществе. Я же вижу применение национального костюма в самом широком смысле. Одежда, которую я создаю – это и историческая реконструкция черкесских средневековых нарядов, и одежда эпохи бронзы и ее современное осмысление. 

– Помню, когда только вышла замуж, сразу же сшила мужу теплый домашний халат по крою черкески, свитер – по типу кольчуги и черный длинный шелковый плащ. Мой сын Бибарс бегал в школу во флисовом башлыке без куртки, потому что башлык теплый, он и так греет. Национальная одежда функциональная и интересная. Раньше у адыгов на обуви были всевозможные пряжки, каблучки, оковки, набойки, крючки, металлические воротнички. Коня подковывали, ставили набойку. Чтобы держать весь каблучок, ее стали украшать. Мою одежду отличают аксессуары. И в Адыгее и за ее пределами много женщин, которые не имеют никакого отношения к искусству, но они с удовольствием заказывают мне аксессуары, сумочки, пряжки, пояса.

Правда, купить аксессуары мастерицы пока что можно только в Москве.