Кавказские национальные меньшинства Ирака требуют официального признания


Три группы представителей кавказских народов Ирака объединяются, чтобы добиться признания в рамках Конституции страны. Черкесы, чеченцы и потомки выходцев из Дагестана хотят объединить свои общины под одним национальным названием – «Кавказ». 

Так в 2007 году сделали христиане Ирака, сформировав политическую партию «Халдейский-сирийский-ассирийский народный совет». Теперь кавказские народы хотят формального признания в конституции, чтобы получить гарантии равных прав и правовой защиты от насилия.

24 ноября неправительственная организация «Масарат за развитие культуры и СМИ» (MCMD) провела встречу представителей трех групп в провинции Сулеймания в иракском Курдистане. Там они попросили о включении в число иракских меньшинств и официально заявили о своих требованиях. Сейчас MCMD готовит законопроект о правах меньшинств, который будет представлен парламенту.

Лидер черкесов в Ираке Ахмед Катав рассказал Al-Monitor об этих требованиях: «Иракская конституция должна признать кавказские народы Ирака – черкесов, чеченцев и дагестанцев – как и все остальные официально признанные меньшинства. Они должны быть среди иракских меньшинств, которые защищаются законом. Мы хотим, чтобы кавказские меньшинства были представлены в парламенте в соответствии с системой квот, как представлены другие меньшинства».

Кавказские народы обратились со своими требованиями к MCMD, поскольку не смогли сформировать политическую партию, чтобы представлять свои интересы на официальном уровне. Также были разногласия по поводу выбора лидеров для представления этих требований.

Катав сказал, что рискованно начинать политическое движение в напряженной ситуации в сфере безопасности из-за постоянных вооруженных столкновений и борьбы против ИГИЛ. 

«Мы не создали политическую партию. Однако мы начали создание культурно-общественной организации под названием «Ассоциация солидарности» в 2004 году со штаб-квартирой в Киркуке, - сказал Катав. - Как представитель черкесов в Ираке, я был вице-президентом ассоциации, чеченец был назначен президентом, а генеральным секретарем был дагестанец». 

По его словам, 450 членов общего собрания проголосовали, но условия безопасности воспрепятствовали преобразованию ассоциации в политический орган. Кроме того, они опасались, что попадут под влияние крупных политических движений, как только объявят, что сформировали независимую политическую партию. 

Аднан Абдул Бари, который представляет дагестанцев в Ассоциации солидарности, рассказал Al-Monitor о важности совместной работы между представителями народов Кавказа: «У нас идентичное происхождение, общая история, география, культура и традиции. Нас объединяет идентичность народов Северного Кавказа, так что настало время выйти вперед как единому народу с единой культурной идентичностью».

Небольшое число нардов Кавказа в Ираке и тот факт, что они не сконцентрированы географически, ослабило их участие в общественной жизни. Исследователь Мохаммед Хусейн, дагестанец по происхождению, редактор журнала Tadamon («Солидарность»), который издается для черкесов, чеченцев и дагестанцев, является главой Синдиката журналистов Ирака в Киркуке. 

Он сказал Аl-Monitor, что Российская империя вынудила народы Кавказа уехать в 1864 году. Они должны были покинуть Северный Кавказ и разместиться на территории Турции, но затем османы вытеснили их в Иорданию, Сирию и Ирак». 

Дагестанец Хусейн добавил: «Эта трагедия схожа с трагедиями других меньшинств, таких, как армяне, которые сбежали в Ирак и другие страны после массовых убийств, совершенных турками в 1915 году. Мы делимся опытом с езидами, которые подверглись геноциду со стороны ИГИЛ совсем недавно – в 2016 году». 

Мазен Абдул Рахман, представитель чеченцев в Ассоциации солидарности, сказал Аль-Monitor, что есть разрозненные чеченские поселения, но «нет никаких населенных пунктов для дагестанцев или черкесов, потому что они интегрированы в городские центры». 

По словам Катава, на территории Ирака проживет 15 тысяч кавказцев. Чеченцы занимают первое место по численности, за ними следуют дагестанцы, а затем черкесы. Только ограниченное число пожилых людей в кавказских семьях до сих пор говорят на кавказских языках, но их число постепенно снижается, а это значит, что языки будут неизбежно забыты.

Другой фактор, способствующий упадку кавказской культуры, это смешение и отказ выделиться в обществе. Они живут как арабы в арабских районах, как курды в курдских районах и как туркмены в туркменских районах. Кавказские семьи, которые жили в шиитских районах теперь шииты, а те, кто жил в суннитских районах стали суннитами. 

Однако долгие годы смешения не помешали этим народам поддерживать кавказские традиции, когда дело касается брака, воспитания детей или общественных мероприятий.