Альмир Абрегов: Когда я думаю об исчезновении страны Черкессия


Я думаю о стране Черкессия. 150 лет назад она была четко обозначена на всех картах мира. Более того, она фигурировала во многих документах, в том числе и дипломатических, а также и в европейской периодике. Вопросы Черкессии обсуждались государственными и общественными деятелями разных стран, в том числе и в парламентах.

Черкесия и черкесы стали своего рода олицетворением борьбы за независимость и свободу. В стране появились волонтеры, принимавшие участие в войне на стороне черкесов. Ее главными рубежами согласно всем источникам, зарубежным и русским были: на северо-западе устье реки Кубань, а на юго-востоке река Бзыбь или Гагра.

Сомневающиеся могут проверить эти картографические данные, но и после этого они смогут убедиться, что это соответствовало действительности. 

Но в ХIХ веке название Черкессия стала изредка упоминаться в российских источниках: реляциях, сообщениях и на картах (российских), а затем вообще исчезла. Вместо этого появилось безликое, аморфное и, не отвечающее историческим реалиям того времени, географическое название – Западный Кавказ. 

Примечательно и то, что, если российские военные награды после окончания войны на Северо-Восточном Кавказе в 1859 году обозначались как «За покорение Чечни и Дагестана», то аналогичные медали и ордена, которыми награждались солдаты и офицеры после 21 мая 1864 года, носили абсурдное, нелепое и, ни к чему не обязывающее название – «За покорение Западного Кавказа (1864)». 

Я думаю, что необходимо провести специальное исследование этого феномена, поскольку с устранением названия Черкессия стала исчезать военная история целого народа – адыгов (черкесов) и их страны. 

В данном формате невозможно указать на причины и следствие этого явления, но ясно одно – здесь не обошлось без участия российской дипломатии и генералитета, которые были мобилизованы на идеологическое обоснование «культуртрегерской» миссии российской армии, якобы приобщавшей к цивилизации дикие племена Западного Кавказа. 

Кроме того, преследовалась также цель – сбить волну восхищения и поддержки, хотя бы и моральной, которые преобладали в общественном сознании Европы. 

И, наконец, устранение названия Черкессия – страны, ставшей предметом борьбы великих держав, и замена его на Западный Кавказ, должны были спутать карты всех участников международных отношений, чтобы убедить их в отсутствии предмета этого спора.

Альмир Абрегов, facebook.com