Арсен Каноков может остаться без аэропорта Минеральных Вод



Новый губернатор Ставропольского края решил пересмотреть итоги приватизации
Бывший глава Кабардино-Балкарии, а ныне сенатор и владелец корпорации «Синдика» Арсен Каноков может остаться без аэропорта Минеральных Вод. И этот удар по его активам связан с недавней сменой руководства Ставропольского края.
Пересмотр губернатора
Прокуратура Ставропольского края требуют признать незаконным договор между минимуществом края компанией «Аэроинвест» от декабря 2012 года о создании совместного предприятия «Международный аэропорт Минеральные Воды».
Компания «Аэроинвест» – самый молодой аэропортовый холдинг в России, владеет и управляет двумя аэропортами: Минеральных Вод и Калининграда. Холдинг входит в группу компаний «Синдика», принадлежащую сенатору от Кабардино-Балкарии Арсену Канокову.
Подконтрольная Арсену Канокову компания «Аэроинвест» получила 70% в совместном с правительством Ставропольская края предприятии в 2012 году. Но позиции Канокова пошатнулись с появлением в Ставропольском крае нового губернатора Владимира Владимирова.

Поскольку новый губернатор начал добиваться отмены итогов приватизации аэропорта, несмотря на то, что в конце прошлого года «Аэроинвест» передал региону дополнительно 10% акций совместного предприятия и выплатил 624 млн руб., в качестве компенсации за недооцененный во время приватизации актив.
В январе и феврале 2016 года прокуратура и правительство Ставропольского края подали два иска к компании Арсена Канокова. «На очень низком рынке любая приватизация – в ущерб государству: никто плохого не возьмет, а хорошее и так работает», – заявил в январе этого года Владимир Владимиров.
«10%вернули, и сегодня мы оспариваем выплаченную компенсацию», – добавил губернатор Ставрополья. Следующее судебное заседание о незаконности приватизации аэропорта назначено на 5 апреля.
Аэропорт для сенатора
Арсен Каноков заинтересовался аэропортовым бизнесом в 2008 году.  Структуры «Синдики» начали заниматься сельским хозяйством в Адыгее и планировали купить республиканские «Авиалинии Адыгеи».
Компании «Авиалинии Адыгеи» принадлежал аэропорт Майкоп и 28 самолетов Ан2,используемых в авиационно-химических работах, которые в последние годы являлись ее основным профилем.
«Синдика» собиралась развивать в регионе бизнес-авиацию и организовать рейсы в города Северного Кавказа и Москву. Финансовый кризис помешал этим планам, но появились другие.

В 2010 году структуры «Синдики» начали управлять аэропортом Минеральных Вод, а в 2011 году была создана компания «Аэроинвест», выкупившая год спустя 75% акций калининградского аэропорта Храброво у банка «Санкт-Петербург».
Аэропорт Минеральные Воды «Аэроинвест» получил в 2012 году в ходе приватизации, когда губернатором Ставрополья был Валерий Зеренков. Тогда минимущество края внесло в совместное предприятие 100% акций «Международный аэропорт Минеральные Воды».
А компания «Аэроинвест» внесла в совместное предприятие 100% акций компании «Полюс». Пакеты были оценены соответственно в 1 и 2,4 млрд руб. Край получил в совместном предприятии 30%, «Аэроинвест» – 70%.
Изменение расклада
Аэропорт находился в полуразрушенном состоянии и приносил убытки, его долги составляли около 200 млн руб., рассказывал в одном интервью генеральный директор «Аэроинвеста» Егор Соломатин. С тех пор аэропорт стал прибыльным, а пассажиропоток удвоился.
Команда нового губернатора Владимира Владимирова с 2013 года пытается вернуть аэропорт. Прокуратура считает, что были нарушены законы «О приватизации» (информация о приватизации не публиковалась) и «О защите конкуренции» (совместное предприятие создано без отбора).

«Акции «Полюса» были переоценены», – говорится в судебных актах. Правительство Владимирова в 2013 году уже пыталось оспорить создание совместного предприятия с Арсеном Каноковым.
В результате по мировому соглашению «Аэроинвест» уступил краю еще 10% в совместном предприятии и выплатил 624 млн руб. ущерба, причиненного приватизацией аэропорта. Но губернатор на этом не успокоился.
В суде оспаривается сделка минимущества региона с «Аэроинвестом» от 2012 года о приватизации 100% акций минераловодского аэропорта и создании компании «Управляющая компания «Аэропорт Минеральные Воды».
Размеры исков
Аэропортовый бизнес заинтересовал владельцев крупных холдингов в начале 2000х. Пассажиропоток тогда стал расти опережающими темпами, пропускная способность аэровокзалов – отставать от фактических потребностей, а качество услуг, предоставляемых авиакомпаниям и пассажирам, резко упало.
Чиновники начали понимать, что оператор аэропорта, принадлежащий государству,  не заинтересован в развитии и не может привлекать заемные средства под масштабные инвестпроекты, а у государства средств на это не было.
Так началась приватизация в отрасли – разделение операторов аэропортов и базовых авиаперевозчиков, которые в большинстве своем в ближайшие годы заканчивали свою историю банкротством.

Впрочем, кто бы ни владел аэропортом, вопрос совсем в другом. Приватизация аэропортового комплекса, который ранее входил в ГУП «Кавминводыавиа», была проведена в 2012 году, когда губернатором являлся Валерий Зеренков. На скорейшей приватизации настаивал, однако, не он, а вице-премьер и полпред президента в СКФО Александр Хлопонин, - пишет «Кавказская политика».
Ставропольские власти требуют от структур Канокова, владеющих управляющей компанией аэропорта Минвод, фактически отказаться от солидной доли акций. На сегодня в арбитражном суде края синхронно рассматривается сразу два иска прокуратуры и правительства к владельцам минераловодского аэропорта. Требования одного – отказаться от 18% акций, а второго – от 60%, - отмечает ресурс.