Власти КБР ничего не знают о планах «Внешэкономбанка» построить дорогу в Абхазию


Капризы памяти министра Рахаева: как на Кавказе испарился
«масштабный инфраструктурный проект»

В правительстве Кабардино-Балкарской Республики (КБР), как оказалось, ничего не знают о широко распиаренном, в том числе с участием президента России Владимира Путина, проекте транскавказской автомобильной дороги из Приэльбрусья в Абхазию. В руководстве республики заявляют, что никакого строительства новых дорог не предусмотрено ни федеральными, ни региональными целевыми программами.

Напомним, что в конце ноября прошлого года между «Внешэкономбанком», российской компанией «Региональные проекты» и китайской государственной компанией China Railway был подписан меморандум о строительстве «скоростной автомобильной дороги» от Поляны Азау (Кабардино-Балкария) по долине реки Учкулан (исток реки Кубани, Карачаево-Черкесия) и долине реки Кодори в Абхазии до столицы этой республики Сухуми. Большая часть виртуальной дороги была «проложена» по маршруту заброшенной Военно-Сухумской дороги, использовавшейся в 40-х годах прошлого века.

Речь идет о вариации проекта автодороги Черкесск-Сухуми, который фигурировал в «Комплексной программе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2010-2015гг.», а полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в 2010 году заявлял, что «вопрос о строительстве трассы на Сухуми практически решён».

«Практически решённый» проект, впрочем, так и не сдвинулся с мёртвой точки - к счастью для Тебердинского заповедника, ведь старая Военно-Сухумская дорога проходит по его территории, а строительство дорог на территории заповедников, которые навечно изъяты из хозяйственного использования, категорически запрещено.

Кроме того, в Абхазии в то время активно шла работа по проектированию Кодорского национального парка, который должен был обеспечить охрану высокогорий южного склона Главного Кавказского хребта, и строительство автобана в долине реки Кодори явно не вписывалось в природоохранные планы.

Проектирование национального парка было прекращено властями Абхазии в то же самое время, когда в России родились поправки в российский закон «Об особо охраняемых природных территориях», допустившие возможность «перевода» заповедников в национальные парки, и в число первых «приговорённых» заповедников попал как раз Тебердинский заповедник. Иными словами, почва для реализации мегапроекта готовилась загодя, причем синхронно по обе стороны государственной границы.

Итогом и стало подписание 24 ноября прошлого года в Москве меморандума между китайской государственной железнодорожной компанией China Railway и российской компанией «Региональные Проекты». В опубликованном агентством ТАСС пресс-релизе сообщается, что строить дорогу к Чёрному морю предполагается в рамках «реализации проекта комплексного развития горно-рекреационной территории «Эльбрус». При этом сообщалось, что «в течение ближайшего года будут также подписаны контракты на строительство аэропорта в районе города Баксан, морского порта в районе города Очамчира (Абхазия)».

Таким образом, стало ясно, что речь идёт о желании организовать грузопоток в сторону абхазских портов под маской декларируемого «горно-климатического курортного кластера» и развития туризма на Кавказе.

В феврале этого года Экологическая Вахта разослала запросы в правительства Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также «Внешэкономбанк» с просьбой предоставить детальную информацию о намечаемом проекте, учитывая его чрезвычайную экологическую опасность. На сегодняшний день получен ответ только из Кабардино-Балкарии.

В документе за подписью министра экономического развития КБР Бориса Рахаева сообщается, что никаких решений по поводу строительства дороги от Поляны Азау в сторону Сухуми республиканские власти не принимали. Более того, планы по строительству каких-либо новых дорог не значатся ни в федеральных, ни в государственных целевых программах.

«Строительство автомобильной дороги на условиях концессии или государственного частного партнерства не рассматривалось. Решения... по этому поводу не принимались», - отмечается в письме за подписью г-на Рахаева.

Если строительство дороги в Абхазию «не рассматривалось», то остается только поинтересоваться у уважаемого министра, действительно ли его слова в ноябре прошлого года процитировало агентство ТАСС, или же на подписании меморандума между компаниями China Railway и «Региональные Проекты» был какой-то другой Борис Рахаев?

Освежим память министру экономического развития цитатой из заметки на сайте новостного агентства: «В Кабардино-Балкарии убеждены, что эти масштабные инфраструктурные проекты имеют межрегиональное и межгосударственное значение, а их успешная реализация создаст условия для долгосрочного устойчивого развития всего Юга России», - отметил в свою очередь министр экономического развития КБР Борис Рахаев».

Так как региональные чиновники путаются в «показаниях» и не могут вспомнить, где и что они говорили несколько месяцев назад, Экологическая Вахта надеется получить более внятные ответы в правительстве России, куда подготовлен соответствующий запрос.

«Поскольку проект, судя по всему, будут делать за деньги государственного банка, граждане России имеют полное право знать, во что этот банк собирается вложить миллиарды рублей. Если их предполагается вложить в уничтожение особо охраняемых природных территорий на Кавказе ради того, чтобы российским олигархам было удобнее экспортировать сырьевые грузы, то естественным образом встанет вопрос, нужны ли рядовым россиянам такие госинвестиции», - заявил заместитель координатора Экологической Вахты Дмитрий Шевченко.