вторник, 9 февраля 2016 г.

Российский госбанк и китайская госкомпания «нашли понимание» в вопросе об уничтожении Тебердинского заповедника


Путин поддержал «реанимацию» проекта дороги Черкесск-Сухуми с помощью китайцев и Внешэкономбанка

Власти северокавказских республик решили «сдуть пыль» с проекта транспортного коридора из Карачаево-Черкесии в Республику Абхазия. В конце ноября прошлого года между российским «Внешэкономбанком» и китайской государственной компанией China Railway был подписан меморандум о строительстве «скоростной автомобильной дороги» от Поляны Азау (Кабардино-Балкария ) по долине реки Учкулан (исток реки Кубани, Карачаево-Черкесия) и долине реки Кодори в Абхазии до столицы этой республики Сухуми. Большая часть (пока ещё) виртуальной дороги «проложена» по маршруту заброшенной Военно-Сухумской дороги, использовавшейся в 40-х годах прошлого века.

Речь идет о реанимации проекта автодороги Черкесск-Сухуми, который, казалось, почил в бозе еще пять лет назад. Проект фигурировал в «Комплексной программе социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на период 2010-2015гг.», а полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в 2010 году заявлял, что «вопрос о строительстве трассы на Сухуми практически решён». «Практически решенный» проект, впрочем, так и не сдвинулся с мертвой точки - к счастью для Тебердинского заповедника, ведь старая Военно-Сухумская дорога проходит по его территории, а строительство дорог на территории заповедников, которые навечно изъяты из хозяйственного использования, категорически запрещено.


Прожектеры дороги, очевидно, хорошо понимали, что с этой «мелкой» неприятностью придётся, однако, что-то делать. В 2013 году в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» были внесены поправки, которые стали допускать реорганизацию заповедников в национальные парки (на территории которых ныне допускается практически любая хозяйственная деятельность, чему на Кавказе ярким примером служит проведение на территории Сочинского национального парка Олимпиады-2014, катастрофической по степени разрушения природной среды, и как бы совершенно «случайно» в перечне «пилотных» заповедников, которым Минприроды России уготовило участь понижения охранного статуса, оказался Тебердинский.

Минприроды России обосновывало свою позицию тем, что крохотная часть территории заповедника (102 га при общей площади заповедника около 85 тыс. га) используется под горнолыжные трассы курорта Домбай. При том что было совершенно непонятно, почему бы в таком случае просто не откорректировать границы Тебердинского заповедника вместо того, чтобы упразднять его целиком, замминистра Ринат Гизатулин официально возмущался «истерией представителей Гринпис России, пророчащих «разрушение» заповедной системы России».

Примечательно и другое: в 2009 году тот же самый Гизатулин обещал создать «не имеющий аналогов в Европе»экологический коридор между Россией и Абхазией, элементом которого должен был стать не только Тебердинский заповедник, но и граничащий с ним Кодорский национальный парк в Абхазии, создание которого было запланировано на ближайшие годы. В то время России нужно было срочно реабилитироваться перед ЮНЕСКО и ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) за экологические безобразия при строительстве олимпийских объектов в Сочи, и в ход шли самые фантастические обещания.

Работы по проектированию Кодорского национального парка, который был признан обеспечить сохранность высокогорий южного склона Главного Кавказского хребта и долины реки Кодори, были свернуты примерно в тот же самый период, что и родились поправки в российский закон «Об особо охраняемых природных территориях», а также возник перечень «приговорённых» заповедников.


В конце 2015 года начался процесс «реанимации» проекта дороги Северный Кавказ - Абхазия. 24 ноября прошлого года в Москве был подписан меморандум между китайской государственной железнодорожной компанией China Railway и российской компанией «Региональные Проекты». В опубликованном агентством ИТАР-ТАСС пресс-релизе сообщается, что строить дорогу к Чёрному морю предполагается в рамках «реализации проекта комплексного развития горно-рекреационной территории «Эльбрус». При этом «в течение ближайшего года будут также подписаны контракты на строительство аэропорта в районе города Баксан, морского порта в районе города Очамчира (Абхазия). Общую стоимость этих работ специалисты оценивают в $2,7 млрд.».

Таким образом, речь идёт не только и не столько о строительстве дороги, сколько, скорее, о масштабном проекте по перевалке неких грузов (скорее всего, российского сырья) через абхазские порты под маской декларируемого «горно-климатического курортного кластера». Причем строить, судя по всему, планируется не только автомобильную, но и железную дорогу (без нее инвестировать в развитие абхазских портов, лишенных серьёзной транспортной инфраструктуры, в общем-то, бессмысленно).

«China Railway» имеет большой опыт проектирования и строительства крупных инфраструктурных объектов в сфере транспорта и энергетики, мы имеем опыт строительства аэропортов и морских портов», - хвалится представитель китайской стороны Яао Гуйцын, слова которого также приводит ИТАР-ТАСС.

Сообщается, что «финансовым оператором» проекта станет Внешэкономбанк и что для его реализации «не предусматривается привлечение бюджетных денег»

«Эльбрус» сегментируется на отдельные самостоятельные самоокупаемые проекты, по которым разработаны локальные ТЭО, бизнес-планы, а также имеются разрешительные документы местных государственных органов о начале производства проектных, изыскательских и строительных работ», - заявляет председатель совета директоров компании «Региональные проекты» Александр Филатов.

Начало активной фазы программы, как обещают в «Региональных проектах», «запланировано на 2016 год, а реализация всех ее этапов намечена к 2025 году». Впрочем, из скупого пресс-релиза невозможно понять, кто именно будет оплачивать «банкет», а именно непосредственно инвестировать в разрушение заповедных высокогорий - то ли Внешэкономбанк (термин «финансовый оператор» ни о чем не говорит), то ли компания «Региональные проекты», то ли китайская госкомпания. Либо же будет иметь место концессия с участием и китайского, и российского капитала? Никакой внятной информации на сей счёт нет, как нет и сведений о российском подписанте меморандума, компании «Региональные проекты» (и о том, какого рода «проектами» она вообще занимается).

Впрочем, «инвесторы», похоже, и не собираются вести политику информационной открытости. Главное - как водится при реализации любых российских мегапроектов - сразу обзавестись высокой «крышей». «Крыша» не заставила себя долго ждать. В конце января этого года по поводу проекта высказался и президент России Владимир Путин. Выступая на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Ставрополе, «нацлидер» заявил, что в проекте «нет ничего, кроме пользы».

«Проект известный. И если эта дорога свяжет несколько регионов России да еще с Абхазией, ничего, кроме пользы, нет. Это хороший проект. Мы со стороны федеральных властей готовы его поддержать», - сказал Путин.


Обещанная президентом «польза» грозит вылиться в беспрецедентный экологический ущерб по обе стороны от Главного Кавказского хребта. Так, на участке от Северного приюта Тебердинского заповедника до границы с Абхазией прокладку трассы неизбежно придется осуществлять посредством взрывных работ, что до неузнаваемости изуродует высокогорные ландшафты, поставит под угрозу загрязнения верховья реки Кубани, похоронит патронируемый тем же самым Путиным и широко распиаренный проект по реинтродукции на Кавказе переднеазиатского леопарда: трасса станет преградой как для самих леопардов, которым для полноценной жизнедеятельности нужны большие территории и возможность для беспрепятственных миграций, так и для копытных животных - основного объекта охоты крупных кошачьих.

Еще в 2010 году Экологическая Вахта указывала в обращениях к федеральным властям, полпреду в Северо-Кавказском федеральном округе и президенту Карачаево-Черкесии, что реализация проекта транскавказской магистрали «нанесет невосполнимый ущерб особо охраняемым природным комплексам Тебердинского заповедника, может стать причиной негативной реакции международного сообщества, формированию отрицательного имиджа этого проекта в глазах жителей страны».

«Проект сомнителен и с экономической точки зрения. Нормально эксплуатироваться дорога сможет очень непродолжительное время - не более пяти месяцев в году. Все остальное время года дорога потребует колоссальных затрат на свое содержание, расчистку от снега и противолавинные мероприятия (в местности, где ее предполагается строить, выпадает до 7-8 метров снега). То есть приходится констатировать, что готовится очередной «распильный» проект, целью которого являются воровство и «откаты». Печально, что в аферу втравили уважаемую китайскую компанию», - прокомментировал ситуацию заместитель координатора ЭкоВахты Дмитрий Шевченко.

Экологическая Вахта готовит запросы в правительство России и Внешэкономбанк о подробностях намечаемого проекта, а также намеревается проинформировать компанию China Railway о том, что она может вляпаться в серьезную историю, стать соучастницей целой серии преступлений и надолго запятнать свой имидж, особенно в странах Европы.


Подробности: (918)2112544(918)2112544, Дмитрий Шевченко

(источник: https://vk.com/abhazia)

Справка

Тебердинский заповедник расположен в пределах Карачаевского, Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесии. Образован в 1935 году решением Карачаевского облисполкома как заповедник местного значения, а 23 января 1936 года постановлением ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР было вынесено решение об образовании Тебердинского высокогорного акклиматизационного государственного полного заповедника. В настоящее время имеет статус государственного природного биосферного заповедника. Состоит из двух участков - Архызского и Тебердинского общей площадью чуть более 85 тыс. га.

В Тебердинском заповеднике представлен полный набор западно-кавказских горных экосистем и ландшафтов от хвойных лесов до ледников (занимающих более 10% площади заповедника) и высокогорных озер. В заповеднике представлено свыше 1200 видов сосудистых растений, 470 видов мхов, 500 видов грибов, более 300 видов водорослей, около 100 видов лишайников; здесь обитает свыше 260 видов позвоночных животных (представлено более 53% всей фауны Кавказского региона и Закавказья), а также 46 видов млекопитающих (36 % всей фауны Кавказа), 219 видов птиц, 3 вида рыб, 5 видов земноводных и 7 видов пресмыкающихся, в том числе ряд редких и исчезающих видов млекопитающих и птиц, включенных в Красную книгу России: зубр, кавказская выдра, европейская норка, перевязка, европейская лесная кошка, кавказский тетерев, кавказский улар, беркут, белоголовый сип, орел-бородач и др. Кроме того, Тебердинский заповедник, наряду со своим «большим братом» - Кавказским заповедником - является ключевой территорией, необходимой для успешной реализации проекта по воссозданию устойчивой популяции переднеазиатских леопардов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Черкесия
Мир
Кавказ Россия
Диаспора
Статьи
Репатриация
Черкесский Вопрос
Туризм Спорт
Хабзэ
Экология