Заявление жителя села Исламей Баксанского района КБР Анзора Шибзухова


Председателю Кабардино-Балкарского Регионального Правозащитного центра Валерию Назировичу Хатажукову

30 января 2016 года я проснулся от того, что мама моя разбудила и сказала, что в наши ворота громко кто-то стучит. Я оделся. Взял фонарик и, подсвечивая себе дорогу, открыл ворота. За воротами стоял человек в гражданской одежде, который заявил мне, что проводится паспортный контроль по всей улице. С ним также находилось три человека без масок, а когда я выглянул на улицу, то увидел несколько военных автомашин, а также полицейские машины.

Пока я стоял около ворот, моя мать вынесла паспорта всех жильцов, кто находился в доме. Проверив паспорт, один человек сказал мне, что нужно проверить мое домовладение на предмет нахождения в нем разыскиваемых лиц. Я сказал, что согласен, потому-то был уверен, что в моем доме таковых лиц нет, и ничем запрещенным я не занимаюсь.

В дом зашли не менее 10 человек в масках. Мы все вместе зашли в дом, и я начал показывать помещения моего домовладения.

Моя мать, тетя в это время находились во дворе, а моя супруга с тремя детьми находилась в своей комнате. Мы начали осмотр с коридора, потом перешли к комнате тети, потом в комнату материи, зал, а также санузел. После мы прошли в мою комнату, где я живу со своей супругой. Когда мы зашли туда, сотрудники потребовали, чтобы моя супруга с детьми перешли в комнату матери, что она так и сделала. 

Также осмотрели, кухню, подвал, чердак и сарай. Всё это мы осматривали с одним сотрудником в маске, когда как не менее десяти сотрудников в масках все время находились в различных комнатах, а также во дворе.

Когда мы закончили осмотр, ко мне подошел человек, которому я открыл ворота и сказал мне, что нужно проверить мой дом на наличие запрещенных предметов. Он мне показал постановление на обыск жилища. Я ответил ему: пожалуйста, обследуйте, у меня ничего запрещенного нет. После этого он послал мою маму за понятыми, а одному из сотрудников приказал зайти в мой дом, чтобы он проследил за тем, чтобы моя жена не выходила из комнаты, в которой она находилась с детьми.

Сотрудники постучались к нам около 06:15 часов утра. На осмотр у них ушло минут 30, а мама с понятыми вернулась минут через пять.

Мы начали вместе с понятыми обыскивать мой дом. Когда мы зашли в коридор я увидел, что в доме всё еще находятся не менее трех человек, а с нами в комнаты заходили три сотрудника. Обыск начался с ванной комнаты, потом мы перешли в комнату матери. Когда мы осматривали комнату матери, к нам присоединилась моя мама. 

Хочу отметить, обыск проводился поверхностно, визуально и некоторые шкафы даже не осматривались.

Потом прошли в зал, и один из сотрудников вытащил из шкафа черный пакет, положил на стол и сказал никому его не трогать. Раскрыв пакет, мы увидели, что в нем находятся боеприпасы. Моя мать начала паниковать, говорить, что сотрудники это все подкинули, и в шкафу этих боеприпасов не было. Матери стало плохо, и я провел ее к себе в комнату и начал приводить в чувство.

В это время сотрудники полиции обнаружили в черном пакете растительное вещество. Откуда они вытащили этот пакет мне неизвестно, так как я находился в другой комнате. А также мне не известно происхождение этого вещества, так как у меня ничего подобного в доме не было. У меня никто не спрашивал за обнаруженные предметы, но один из сотрудников заявил что «это еще не всё, за что я должен ответить за 2013 год».

Весь обыск продолжался менее 30 мин. потом приехал эксперт, оформили документы, меня посадили в машину, одели на голову черный пакет и вывезли в неустановленное место, к которому мы ехали минут 25-30. Автомашина была «гранта» серебристого цвета.

Меня завели в какое-то здание, обмотали голову скотчем, намотали на большие пальцы рук какую-то материю и намазали ее маслянистым веществом, следы от которого у меня остались на одежде. Мои ноги и руки также перевязали скотчем, притом руки были за спиной. Привязали к большим пальцам рук провода и начали пытать током. 

В течение двух часов пыток током от меня требовали, чтобы я сознался в том, что ранее в 2013 году я дал взятку следователю за то, чтобы он закрыл дело против меня. Я отказывался, потому, что ничего подобного не совершал и никогда какой-либо преступной деятельностью не занимался.

Поняв, что пытками не добиться своей цели, сорвав ремень, начали стягивать с меня брюки. Они сказали, раз ток не берет, сделают со мной то, после чего я сознаюсь в любых преступлениях, на которое они укажут. Пытки током я бы выдержал, но я не мог позволить унижения мужского достоинства. И тогда я сказал им всё, что им нужно.

После этого мне дали текст и потребовали, чтобы я заучил его, что я и сделал. После этого я дал объяснение, и меня привезли в отдел Баксанский. С момента вывоза меня из дома и доставления в отдел прошло не менее одиннадцати часов.

Хочу отметить, что я могу по голосу опознать лиц, которые применяли ко мне пытки, так как я с ними общался во время обыска, и они были без масок.

Прошу принять незамедлительные меры в отношении лиц, подкинувших мне запрещенные предметы и в последующем пытавшие меня.

Шибзухов Анзор Феликсович
04.02.2016