В чем беда «Концепции преподавания русского языка» – и не только для черкесского

Концепция преподавания русского языка, которая сейчас принимается в РФ, не вызвала в Адыгее никакого возражения ни у ученых, ни у парламентариев, ни у чиновников. Было некое упоминание на одном из правительственных мероприятий, но скандальная составляющая концепции, судя по публикациям, затронута не была.

Зато дана высокая оценка уровню образования в республике, намеком прошло то, что этим довольны в Кремле, сказано, что средние учительские зарплаты, со ссылкой опять же на руководство государства, стали равны средним в экономике. А если дела в Адыгее действительно похвалил сам Путин, то, каковы они, представить уже несложно.

В Адыгее нет проблем с национальными школами, их просто в республике не существует. Нет причин говорить и о том, что в случае принятия концепции национальный язык в школах приравняется к иностранному, в Адыгее у него статус уже ниже: если изучение иностранного языка для школьников-черкесов обязательно, то родного – нет.

Понятно, что от таких «достижений» коренной народ Адыгеи отбивался, как мог. Но победил кремлевский тип «демократии», при которой права меньшинства не только не защищаются, а наоборот, с помощью большинства, кстати сказать, тоже очень сильно зависимого, оно лишается культуры, превращается в готовую к бунту массу.

Между тем, культура у черкесов на уровне. Если взять отдельно язык, точнее, абхазо-адыгскую семью, то картина с их алфавитами такова: абазинский язык использует 71 букву, западно-черкесский диалект – 66 букв, абхазский – 62 буквы, восточно-черкесский – 60 букв. При этом абазинский входит в Книгу Гиннеса, как самый сложный язык в мире.

Сложный, но и богатый ведь!? Богатый, и ближе остальных находящийся к единому Праязыку человечества!? Языку, некогда созданному Богом для Адама и Евы!? Языку, в который была вложена способность не только общаться, но и достойно описать творения Создателя!? То есть, в конечном счете, бесценное общечеловеческое достояние!?

На сегодняшний день не только черкесский, но и многие другие языки «малых» народов, по меркам ЮНЕСКО, являются умирающими. При этом для черкесского языка особенно очевидно, что причиной такого его состояния является Русско-Кавказская война, геноцид. И чем меньше осталось носителей языка той или иной группы, тем хуже его состояние.

Существует и другая закономерность: чем больше букв использует конкретный современный абхазо-адыгский язык, тем ближе он к полному исчезновению. То есть языки поставлены в условия, когда даже богатство ускоряет их гибель.

Но что является причиной кризиса в русском языке?

Для сравнения: в старославянском языке, от которого ведет свою родословную русский, было, напомним, 46 букв. В дореволюционном русском алфавите оставалось 35 букв, современный русский язык, как известно, обходится 33 буквами. То есть, русский язык, говоря научным языком «унифицируется», говоря народным – упрощается.

И только из этих цифр должно быть ясно, что дела русского языка не очень хороши. Ведь было бы естественным, если б в нем наряду с тенденцией к упрощению действовала и другая – противоположная тенденция к обогащению языка. Она и не может не действовать, просто по какой-то причине упрощение стало в языке определяющим.

Между тем, даже западным вариантом черкесского языка, поставленном на грань исчезновения, был заимствованием (а есть и другие способы) приобретен новый звук «в», вместо которого существовал и использовался другой – «w». Он, видимо, в позапрошлом веке был взят из турецкого языка с таким именем как «Инвер» (Энвер).

Тогда же с именем Гисса уже из арабского языка был приобретен звук [гь] (условное его обозначение), который до сих пор существует в языке в первозданном виде. Правда на письме он изображается буквой «хь».

Почему же русский язык, заимствуя немало слов, скажем, из татарского языка, в котором сейчас 38 букв, не берет из него звуки? А если берет, что наверняка так и есть, почему сам нищает? Может быть, этим следовало заняться действующим от нашего имени авторам «Концепция преподавания русского языка»?

Неужели они не знают, что уничтожением «малых» языков, совершают преступление также и против русского языка? Тогда они, нужно допустить, не знают и того, что обворовывать – уже в прямом смысле – собственный народ нельзя, не знают, что этим они тоже лишают его какого бы то ни было будущего.

Аслан Шаззо