Создание Черкесского государства


В эти дни (14 июль 2011) исполнилось 150 лет с момента создания Черкесского государства. Оно возникло в условиях жесткого военного противостояния с царизмом. В то же время его появление было обусловлено закономерным процессом политической консолидации западных адыгов и убыхов.

На последнем этапе борьбы адыгов за независимость в июне 1861г. представители шапсугов, абадзехов и убыхов собрались на совет и образовали чрезвычайный союз для обороны. Было учреждено центральное правительство (меджлис) из 15 улемов (по пять человек от каждого члена союза). Меджлис разделил весь край на 12 округов, назначив в каждый из них муфтия, кадия и мухтара.

В долине реки Псахе недалеко от Сочи было возведено здание меджлиса. По его решению была введена воинская повинность (по пять вооруженных всадников от 100 дворов). Вводилась также налоговая система, прежде всего в целях создания фонда обороны. При этом меджлис установил постоянную связь с черкесскими комитетами в Константинополе и Лондоне. Решением меджлиса в Турцию и европейские государства было направлено специальное посольство во главе с Измаилом Баракай-ипа Дзиаш с просьбой об оказании военной и политической помощи.

Чрезвычайный съезд хасы избрал правительство, которому и вручил всю полноту власти в стране. Главная отличительная черта меджлиса состояла в том, что он стал постоянно действующим органом власти, сочетавшим законодательные, распорядительные и исполнительные функции. С появлением этого института завершился сложный процесс образования у западных адыгов нового типа государства, построенного на демократических началах.

Комплекс задач черкесского государства включал реорганизацию военной и административной системы, а также дипломатические акции, направленные на призыв к другим странам, оказать ему содействие в борьбе с царским самодержавием, приступившим к осуществлению плана изгнания адыгов с их мест проживания. Одной из важных задач черкесского государства являлось  противодействие этому плану. Учреждение чрезвычайного союза было также направлено на оборону территории. Для эффективного решения военно-оборонительных задач было создано центральное правительство, названное «Великим свободным заседанием».

Меджлис был образован по инициативе убыхов. «Великое свободное заседание» - последняя и серьезная попытка создать централизованное государственное образование убыхов и соседних черкесов на самом трудном и сложном этапе их сопротивления захватнической политике царского самодержавия на Северо-Западном Кавказе. Во главе меджлиса Черкесии был легендарный убыхский лидер Джирандук Догомуко Берзег, в его состав входили также Карабатыр Заноко, Измаил Баракай-ипа Дзиаш, Биш-Хасан-Эфенди и другие. В этой связи Кутаисский военный губернатор писал: «Должно отдать справедливость противникам нашим  -   черкесы не потеряли ни головы, ни сердца, напротив, они решились отстаивать самобытность свою не только оружием, но еще и внутренними преобразованиями и энергичным обращением к иностранным державам. Если главная роль в борьбе оружием пала по необходимости на абадзехов, то убыхи, не уступающие им в энтузиазме к общему делу, взяли на себя инициативу и направление мер административных и дипломатических, соответствующих принятой им решимости. И должно сказать, что они некоторым образом приспособлены к такому роду деятельности: живя на берегу моря, посещая Константинополь, знакомясь там с взявшими их, так сказать под свое покровительство представителями различных враждебных нам интересов, агитаторами разнородных оттенков, они сознали недостатки своей организации и постигли двуличность международных отношений. Таким образом, проще всего они обратили внимание на внутренний быт свой и захотели заменить расслабляющую усобицу сильной централизацией  -   централизацией, которая в обыкновенное время бывает предметом стольких нареканий, но в которую, в минуты большой опасности, всегда, везде слагались все формы обыкновенного устройства. Для этого они устроили меджлис». Здание меджлиса находилось в Убыхии недалеко от Сочи ( на реке Псахе). В его строительстве приняли участие также садзы, что свидетельствует о многоэтническом характере союза, организованного во главе с убыхами в последний период борьбы адыгов за независимость.

Создание Черкесского государства было сопряжено со значительными трудностями как внешних, так и внутренних факторов. Возникшее из внутренних социально-экономических предпосылок, Черкесское государство являлось следствием закономерной эволюции местной потестарной культуры. Оно не было искусственным сооружением, построенным под давлением только внешних обстоятельств - будь то иностранное влияние или военная опасность со стороны России. Эти факторы играли важную, но не решающую роль.

Вместе с тем правительство царского самодержавия, принявшее еще до образования меджлиса Черкесии новый стратегический план войны, в основе которого лежало насильственное выселение убыхов и их соседей с этнической территории на Черноморском побережье, не собиралось мириться с созданием Черкесского государства.

За формированием национального правительства убыхов и черкесов бдительно следило русское посольство в Турции. Советник этого посольства писал о создании национального правительства в Черкесии, которое успешно решило все организационные моменты, а также приняло меры по защите всех интересов.

В июле 1861 г. руководители меджлиса обратились к английскому консулу в Сухуме Диксону с просьбой о помощи. В письме меджлиса сформулированы основные задачи политического объединения, созданного по инициативе убыхских лидеров на Западном Кавказе. В частности, в письме отмечалось: «В день зильхи-джа 1277 г.(13 июня 1861 г.) для восстановления власти и для учреждения независимости все черкесы были приглашены на совет. Все они единогласно решили учредить чрезвычайный союз и не отставать от оного с тем, чтобы сохранить порядок внутренний, а отступающего от него наказывать. В Черкесском владении учрежден меджлис из 15 человек улема и умных людей. Этому меджлису дано название «Великое свободное заседание». По повелению меджлиса учреждены в нашем крае 12 округов. В каждом округе определены муфтий и кадий, а также мухтар (старшина) под названием заптие. Они должны исполнять повеления меджлиса и действовать заодно с Великим заседанием. Во владении же черкесском от каждых 100 дымов по 1 заптие, чтоб они исполняли предписание окружного мегкеме по сбору доходов и распределению податей, в экономии и наблюдении за выморочными имениями. Во всех случаях доходы превышали расходы и, благодаря Бога, Великий меджлис вольности черкесов, управляя краем, всегда соответствовал назначению». В документе говорится также о действиях генерала Н. И. Евдокимова, окружившего край многочисленными войсками, «намереваясь уничтожить нас», что заставило меджлис собрать 15000 отборных всадников, обратиться к иностранным державам за помощью для отстаивания своей самобытности «не только оружием, но еще и внутренними преобразованиями».

Данное обращение меджлиса историк А. В. Фадеев назвал «убыхской конституцией». По его мнению, оно «представляет собой документ чрезвычайной исторической ценности. Во-первых, из него мы узнаем о характере того демократического устройства, которое пытались осуществить убыхи и их союзники, а во-вторых, этот документ характеризует стремление последних апеллировать к международному общественному мнению».

В целях противостояния военной экспансии царизма западные адыги и убыхи создавали различные политические объединения. Однако в условиях крайнего ужесточения методов завоевания царизмом западные адыги и убыхи сумели создать  государство нового типа.

Руководители меджлиса не раз пытались остановить разрушительную войну путем переговоров. В июле 1861 г. 
меджлис направил к А. И. Барятинскому - наместнику царя на Кавказе - новую делегацию в составе Джирандука Берзега, Гасана Бидхева и Ислама Тхаушева. Вместо наместника переговоры вел князь Орбелиани, который в ультимативной форме потребовал подчинения царским военным начальникам.

В сентябре 1861г. в верховьях Фарса делегация меджлиса Черкесии встретилась с императором Александром II. Изъявляя готовность принять русское подданство, делегация ставила условие - оставить убыхов и их соседей в их местах жительства. Император заявил, что горцы должны беспрекословно повиноваться и исполнять все требования царского командования. Джирандук Берзег передал императору в письменной форме меморандум меджлиса. В нем, в частности, говорится: «Эти земли принадлежат нам: мы их унаследовали от наших предков и стремление удержать их в нашей власти является причиной нашей долгой вражды с вами. Мы приняли новое государственное устройство и наше намерение - управлять нашей страной со строгой справедливостью и человечностью, не причиняя никому несправедливость. Народ с такими добрыми намерениями должен был бы внушать симпатию такой могущественной державе, как ваша. Вы высказывали, при некоторых обстоятельствах, симпатию народам, стремящимся к независимости, почему вы не хотите поступить так по отношению к нам?

Мы делаем все возможное, чтобы справедливо управлять нашей страной и придерживаться новых, изданных нами законов. Мы хотим обходиться по справедливости с нашими соотечественниками и уважать жизнь и собственность иноземцев, приезжающих к нам. Что является задачей такой могущественной державы, как ваша страна: уничтожить такой маленький народ или помочь нам в проведении наших реформ? Мы решили обратиться с нашим делом ко всем великим державам: вы одна из них, и мы излагаем вам наше дело в правдивом освещении.

Будьте к нам справедливы и не разоряйте наше имущество и наши мечети, не проливайте нашу кровь, если вас на это не вызывают. Для могущественной державы позорно отнимать без необходимости у человека жизнь.

В продолжение этой противозаконной войны захват в плен беспомощных женщин и детей является всего справедливого и доброго. Вы вводите в заблуждение весь мир, распространяя слухи, что мы дикий народ, и под этим предлогом вы ведете войну с нами; между тем мы такие же человеческие существа, как и вы сами. Не стремитесь проливать нашу кровь, так как мы решили защищать нашу страну до последней крайности».

Таким образом, обращение адыгов было проигнорировано императором. Александр II отверг аналогичную просьбу абадзехов, заявив в категорической форме, что дает им месячный срок для переселения на равнины или в Турцию. Император последовательно продолжал политику своего отца - Николая I. Его позиция в отношении адыгов была хорошо сформулирована в известном рескрипте на имя главнокомандующего на Кавказе И. Ф. Паскевича, в котором император требовал «усмирить навсегда горские народы или истребить непокорных».

Руководители черкесского сопротивления, встречавшиеся с Александром II и изъявившие желание убыхов и западных адыгов принять русское подданство и просили не выселять их из родного края, уже были обречены на вечное изгнание. Руководители меджлиса не знали, что еще в начале октября 1860 г. на совещании высшего командования во Владикавказе был принят план Евдокимова о выселении адыгов. Этот план был одобрен императором и по его указанию в Турцию был отправлен генерал М. Т. Лорис-Меликов для обсуждения с российским поверенным А. Б. Лобановым- Ростовским вопросов выселения горцев.

Руководители черкесского государства искали выход из положения, добивались мирных переговоров, обращались к великим державам за помощью. Лидеры сопротивления шли на компромисс, потому что предвидели неизбежность катастрофы. Однако ни лояльность, ни вхождение адыгов в империю не устраивали идеологов войны, царское правительство добивалось выселения черкесов с этнической территории.

Руководители меджлиса отправили в Англию специальную депутацию. Сторонники адыгов организовали митинги, даже обратились к королеве с просьбой поддержать черкесов. Однако английское правительство не проявило инициативы, опасаясь прямого столкновения с Россией. Делегация меджлиса побывала и в Константинополе, где также был создан специальный комитет по черкесским делам. Однако экономически и политически ослабленная Турция не могла способствовать решению проблемы защиты адыгов.

Таким образом, развитие государственности у западных адыгов было прервано колонизаторской политикой царизма. Черкесский меджлис обладал достаточным политико-правовым потенциалом для решения общенациональных задач.


Фото: Хаджи Керендук Догомуко-Берзек

В источниках XIX в. часто упоминаются представители дворянской убыхской фамилии Берзек. Так, известен Саад-Гирей Догомуко-Берзек, который погиб во время похода в Абхазию в 1823 г. После него лидерство перешло в руки Хаджи Исмаил Догомуко-Берзек. Среди других представителей этой большой фамилии выделяются Биарслан Алхасоко-Берзек, племянник Хаджи Исмаила. Он погиб в 1841 г. на правом берегу Лабы, во главе 30 всадников бросившись против 150 казаков. Являлся главным помощником Хаджи Исмаила при взятии трех крепостей на побережье в 1840 г. В 1846 г. черкесским ополчением командовал Джамбулат Берзек. Джеймс Белл упоминает Хусайна Берзека, депутата на черкесском собрании 1838 г.

После смерти Хаджи Исмаила, которого Дж. Белл назвал «черкесским Вашингтоном», убыхское общество возглавил Хаджи Керендук Догомуко-Берзек. Его отца звали Хатажук, а деда - Мухаммад. Белл писал о нем: «Он был предназначен природой для занятия ответственных и высоких постов, требующих дарования». В 1839 г. совершил паломничество в Мекку, которое совместил с переговорами с Ибрагим-пашой в Египте (старшим сыном уже престарелого правителя Мухаммада Али), который был действительным правителем Египта и наиболее могущественным мусульманским правителем этого периода, дважды одержавшим победу над войсками Порты.

В 1841 г. Хаджи Керендук возглавил черкесское войско во время вторжения в Абхазию. В этом же году он нанес сокрушительное поражение отряду генерала Анрепа, которое стало одним из наиболее кровопролитных поражений цар-ских войск за весь период Кавказской войны.   В 1861 г. Хаджи Керендук возглавил черкесский меджлис и являлся, фактически, главой правительства Черкесии.  Умер в 1878 г. в Пандерме (Турция).  Его сын Ислам-бек погиб под Шипкой.

Среди других Берзеков упоминаются Эльбуз Хапещуко (он же Эльбуз-бек Хапакх), проживавший в долине Шахе. Алим-Гирей Бабуко - также из долины Шахе. В этом же районе упоминаются братья Шеулехуко-Берзек: Амщук, Эдик, Мату.

Сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммад-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (август 1792 - август 1793 г.). По всей видимости, упомянутый в этой надписи Мухаммад-ага является дедом Хаджи Керендука. Соответственно Хавва - тетя Хаджи Керендука.

См.: Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Ч. 2. Издание текстов, переводы, комментарии, статья и приложения Л. И. Лаврова. М., 1968. С. 77, 147-151.    

Аскер Панеш, заведующий отделом истории АРИГИ, доктор исторических наук.