После Крыма власти РФ стали опасаться и малочисленных народов, - Дмитрий Бережков

Влияние изменений в политической атмосфере России на коренные народы Российского Севера

После того как Путин вернулся в президентское кресло в 2012, внутриполитическое повестка в России приобрела репрессивный характер. Режим начал постепенный переход от мягкого авторитаризма к тоталитарной политической системе. Политические репрессии и уголовные преследования представителей оппозиции, нарушения прав и свобод граждан, включая свободу слова, свободу собраний, возможность выбирать и быть избранным, а также других прав человека приобрели системный, управляемый и последовательный характер.

Такое развитие внутренней политики не могло не затронуть права и свободы коренных малочисленных народов Севера, как неотъемлемую часть российского гражданского общества.

Законы, ограничивающие деятельность некоммерческих организаций, включая знаменитый закон «Об иностранных агентах», естественным образом ограничили свободу сотрудничества организаций коренных народов с иностранными партнерами, включая зарубежных доноров и братские организации коренных народов в других странах.

Многие из таких организаций, например информационные центры коренных народов Севера, которые раньше составляли целую сеть в разных регионах России были либо закрыты, либо сократили свою деятельность до минимума, в первую очередь из-за придирок и нареканий со стороны властей, а также вследствие отсутствия финансирования из-за ограничения возможностей для фандрайзинга. Некоторые из них получили предписание прокуратуры о том, что они должны быть зарегистрированы в реестре иностранных агентов.

В проправительственных СМИ на разных уровнях и в разных регионах началась кампания по дискредитации лидеров коренных народов, включая обвинения их в том, что они работают на зарубежные деньги и преследуют интересы других государств. Лидеры и активисты коренных народов Севера стали опасаться критиковать действия российских властей на публичных мероприятиях, в том числе проводимых за рубежом, за несоблюдения прав коренных народов.

Правительство начало гораздо жестче контролировать выборы руководящих органов в независимых общественных организациях, ассоциациях, союзах коренных народов на всех уровнях, включая объединенную общероссийскую организацию – Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в том числе угрозами и шантажом продвигая кандидатов из числа представителей коренных народов, лояльных к власти, превращая таким образом неправительственные организации коренных народов в классические GONGO (государственные НКО - ред.). В некоторых случаях власти осуществляли попытки закрыть неугодные им организации коренных народов.

В 2014 г. новый геополитический кризис, связанный с ситуацией в Крыму и на Украине резко обострил взаимоотношения России и Запада. Одновременно этот кризис еще больше углубил все внутриполитические российские тенденции последних лет, в том числе тенденцию к сужению и уменьшению прав и свобод граждан.

Это также не могло не отразиться на движении коренных народов, которые в понимании Кремля потенциально могут представлять угрозу безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. Такая точка зрения активно продвигается представителями Федеральной службы безопасности (ФСБ), секретной службы, ответственной за обеспечение безопасности Российской Федерации и противодействие шпионажу. В их представлении организации коренных народов России могут быть использованы западными спецслужбами для создания этнической напряженности в Российской Федерации, организации протестов против центральных властей, а затем разрушения территориальной целостности государства, в том числе создания отдельных государственных образований с помощью и под протекторатом Запада.

Данная точка зрения, довольно абсурдная с точки зрения ее реального исполнения в силу крайней немногочисленности и неорганизованности движения коренных народов Севера, начала превалировать в повестке силового блока Кремля по отношению к коренным малочисленным народам Российского Севера.

Значительную роль в развитии данной доктрины в 2014 г. сыграл фактор включения территории Крыма в состав России. Настроения крымских татар, которые согласно любым дефинициям ООН, являются коренным народом, их сопротивление присоединению Крыма к России и массовое нежелание становиться гражданами России, а также принимать участие в референдуме о присоединении Крыма к России, придало дополнительный вес аргументации ФСБ о потенциальной «нелояльности» и «неблагонадежности» лидеров коренных народов и их организаций.

Боязнь «угрозы российской государственности» со стороны крымско-татарского народа была автоматически ретранслирована на другие национальные движения народов России, в том числе на движение коренных малочисленных народов Севера, что еще больше убедило Кремль в необходимости тотального контроля над их организациями.

Как показала практика, в эту игру немедленно включился российский бизнес, который начал использовать отдельные особенности новой политической атмосферы в стране, в первую очередь истерию в отношениях с Западом, для того, чтобы представить коренные народы Севера и их лидеров в качестве «неблагонадежных элементов», несущих угрозу Российской государственности и ее экономическому развитию. Преследуя сугубо практические цели, бизнес начал использовать политическую ситуация для того, чтобы оттеснить коренные малочисленные народы от доступа к природным ресурсам, как своих непосредственных конкурентов.

Стремление российских властей помешать участию делегатов из числа коренных народов во Всемирной конференции по вопросам коренных народов в Нью-Йорке, показали, что в будущем власти продолжат стараться ограничить возможность распространения альтернативной информации, а также возможность публичной критики своих действий со стороны лидеров коренных народов на международных площадках. Под угрозой находятся и международные контакты коренных народов, в том числе партнерские (братские) взаимоотношения с организациями коренных народов в других странах. Очевиден рост репрессий со стороны властей в отношении тех организаций коренных народов, кто сохраняет активность на международной арене.

К сожалению, под особой угрозой находятся контакты трансграничных коренных народов, которые проживают в двух и более странах: инуиты, которые проживают в России и в других циркумполярных странах, алеуты, которые живут в России и США, а также саамы, проживающие в России и странах Скандинавии. События в Мурманской области, при подготовке Съезда саамов показывают, что власти будут стараться представить независимых лидеров, старающихся поднять наиболее проблемные вопросы самоопределения и социально-экономического развития коренных народов в качестве «сепаратистов», финансируемых Западом, для работы против интересов России, как суверенного государства. В будущем эта тенденция будет нарастать.

Экономическое положение России, резко ухудшившееся в последнее время, не оставляет сомнений в том, что в скором времени у властей не останется других вариантов, кроме как либо объявить о срочной либерализации экономики и политики в стране, что будет означать одновременный уход руководства страны в отставку. Либо одномоментно и неожиданно для всех будет принят пакет законов по сути переводящих Россию на полувоенное положение, с усилением контроля за экономикой, включая валютный контроль, контроль над ценами, отмена выборов и т.д. Еще одним вариантом выхода из экономического пике, по мнению кремлевских стратегов, является война. К сожалению два последних варианта могут быть совместимы.

При этом очевидно, что финансовая подушка, накопленная Путиным во время высоких цен на нефть, позволит ему спустить ситуацию на тормозах и сделать процесс ухудшения экономического положения россиян и уменьшения их доходов достаточно плавным для того, чтобы это не вызвало бурных социальных протестов в ближайшее время.

Таким образом сегодня необходимо подготовиться к трем процессам. Первое, очевидно, что в ближайшие годы конфронтация России с Западом будет нарастать, а внутриполитические репрессии в стране в отношении гражданского общества, включая коренные народы, будут усиливаться. Второе, по всей видимости, этот процесс будет довольно длительным, в связи с тем, что в России не происходит альтернативный Путину процесс селекции политических лидеров, нарастает культ личности, сопровождающийся репрессиями в отношении оппонентов, его несомненной способностью воспользоваться силой для подавления массовых беспорядков, а также чисто физическими параметрами здоровья российского лидера. Третье, это неспособность западных санкций, а также действий внутрироссийской оппозиции, серьезно повлиять на политическую выживаемость режима. Безусловно эффективные в стратегической перспективе, они не смогут в ближайшие годы реально сказаться политической устойчивости Путина внутри страны.

В связи с этим, несмотря на отдаленность по времени, уже сегодня важно начать обсуждать будущие неизбежные изменения политической среды в России, которые произойдут, после того, как закончится время Путинского режима. К сожалению, опыт других стран, таких как Ирак, Ливия, Югославии показывает нам, что крушение тоталитарного режима не всегда приводит к улучшению социально-экономического положения в стране, усилению безопасности, приходу демократии и процветания. Таким образом и окончание эпохи Путина не будет означать автоматического перехода к демократии. Думать над тем, как не допустить превращение России в непредсказуемую, агрессивную территорию враждующих между собой кланов и анклавов – важная задача для экспертов по безопасности в этом регионе.

В этой связи, если возвратиться к проблематике коренных народов, важно продолжать поддерживать и развивать культурные трансграничные связи коренных народов от человека к человеку. Культура, спорт и отчасти образование всегда, даже во время Советского Союза, была предметом сотрудничества между странами Запада и Москвой. Своеобразным мостом по которому проходило общение в самые напряженные годы холодной войны. Важно вспомнить этот опыт и придать ему новые современные формы.

Права человека и права коренных народов должны оставаться одними из важнейших тем сотрудничества с коренными малочисленными народами российского Севера. Однако, учитывая насколько небезопасно может быть это сегодня для активистов коренных народов в России, необходимо концентрировать усилия на взаимодействие лишь с теми лидерами, которые сознательно идут на это и готовы к рискам, которые несет такое сотрудничество.

И завершить, тем не менее, хотелось бы на позитивной ноте. Коренные малочисленные народы Севера России, смогли пережить столетия существования Российской империи, десятилетия ассимиляции и культурного давления в Советском Союзе. Надеюсь, что мы сможем пережить и тяжелое время путинского режима. Во все времена самым важным для коренных народов оставалось сохранение своей культуры, традиций, языков, песен, навыков охоты, рыбалки, оленеводства и т.д. Если сможем сохранить это наследие и сегодня, то коренные народы будут жить в будущем.

Дмитрий Бережков – в прошлом вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНССиДВ РФ, RAIPON), теперь – студент Арктического Университета в Тромсо (Норвегия).

Доклад на заседании Форума по вопросам политики в области безопасности стран Скандинавии 2014. «Арктика и Баренцев регион – Сотрудничество, Права Человека и Проблемы Безопасности». Университет Тромсо. 12-14 Ноября 2014 г.

narodyrossii.com

http://www.natpressru.info/index.php?newsid=9337