Фильм «Черкешенка» режиссера Аскарбия Нагаплева показали в Доме кино в Москве


Юбилейный вечер члена Союза кинематографистов РФ Аскарбия Нагаплева состоялся в столичном Доме кино 15 декабря. К своему 60­летию известный адыгский режиссер, сценарист и продюсер приурочил презентацию новой документальной ленты «Черкешенка».

«Фильм, посвященный женщинам и снятый ради женщин», ­ так рассказывает о своей новой картине «Черкешенка» режиссер Аскарбий Нагаплев. Главные героини документальной ленты ­ известные черкешенки прошлого и настоящего, а также образы женщин, взятые из старинных легенд.

«Авторами сценария фильма стали тоже женщины. Это Фатима Теучеж, Мадина Хакуашева, Дэнэф Чэтао.
Единственный мужчина, который принимал участие в разработке сценария, ­ писатель Юрий Шидов», ­рассказал Аскарбий Нагаплев.


Основные фрагменты фильма были сняты в Адыгее, Карачаево­Черкесии и Кабардино­Балкарии. Съемки «Черкешенки» проходили также в Санкт­Петербурге, Москве и Франции. В Париж съемочная группа отправилась, так как в этом городе в разные времена жили и творили сразу несколько выдающихся женщин­черкешенок. Одна из них ­ писательница Шарлотта Аиссе, ставшая автором «Писем к госпоже Каландрини». Книга, рассказывающая о нравах французской аристократии тех лет, была подготовлена к печати Вольтером и издана уже после смерти Аиссе в конце 18 века.

Героиней «Черкешенки» стала и манекенщица дома «Шанель» Эльмесхан Хагундокова, известная также под именами Гали Баженова и графиня Ирэн дю Люар. В годы Второй мировой войны Эльмесхан командовала хирургическим отделением передвижного госпиталя, став заслуженным легионером 1­го класса, почетным бригадным генералом, командором и великим офицером национального ордена «Зазаслуги».


В Москве Аскарбий Нагаплев снимал Большой театр, на сцене которого французская балерина черкесского происхождения Людмила Черина танцевала Жизель в 1959 году. В северной столице удалось записать интервью с известными деятелями культуры, имеющими кавказские корни. Художник Михаил Шемякин, режиссер Александр Сокуров и дирижер Юрий Темирканов рассказали о своем видении образа женщины­ черкешенки.


Большая удача, что получилось встретиться и поговорить сразу с тремя мэтрами. Меня порадовало то, что их понимание роли женщины в адыгском мире совпадает с моим. Главное, что я хочу сказать своим фильмом, ­ то, как сильная женщина может быть эталоном для других, какую великую роль она сыграла и играет в семье и культуре моего народа», ­ отметил режиссер Аскарбий Нагаплев.

Показ «Черкешенки» в Москве открыл заслуженный артист России Саид Багов, который озвучивал картину. «Я рад, что этот фильм стал поводом собраться для моих земляков, адыгов, проживающих в Москве. Мы не должны забывать свои корни. Я уверен, что Аскарбий своим проектом внес огромный вклад в сохранение черкесских обычаев и традиций, и его картины останутся на века», ­ сказал Саид Багов.



Черкешенка» ­ пятый фильм из цикла, рассказывающего об истории черкесского народа. Работу над документальными картинами режиссер начал в 2006 году. Благодаря этим кинолентам зрители в России и за рубежом смогли лучше узнать, кто такие адыги.

В Майкопе премьерный показ картины «Черкешенка» состоялся в начале декабря. После презентации в Москве режиссер планирует устроить просмотры фильма в республиках Северного Кавказа. Аскарбий Нагаплев надеется также, что его картину смогут увидеть представители адыгской диаспоры за границей.

Марина Спирина. Фото: Берг Юсупов