Интервью Руслана Кеш украинскому журналу «Краiна»


Беседу ведёт Олександр Куриленко

Что произошло в 21 мая 1864 года и почему этот день так важен для черкесов?

21 мая 1864 года завершилась война Российской Империи с черкесами, которая длилась больше ста лет: с 1763 по 1864 годы. 21 мая 1864 года в районе Сочи, а именно в Красной поляне, был проведен парад, ознаменовавший завершение завоевания Черкесии. Его принимал родной брат императора – Великий князь Михаил, командовавший войсками на заключительном этапе войны.

Война привела к тому, что Черкесия – крупнейшая страна Кавказа, простиравшаяся от Черного моря до слияния рек Сунжи и Терека, исчезла с карты мира. От черкесского (адыгского) народа остались лишь изолированные этнические “островки”, разбросанные на огромном пространстве бывшей Черкесии.

Как отмечали авторы второй половины XlX века:
“С благополучным окончанием Кавказской войны… в 1864 году… от стройнаго прежде и цельнаго [черкесского] народа остались небольшие клочки, в виде этнографических островков и полосок…”
“Особенно быстро исчезают народцы адыгейские или черкесские, которые еще в половине нынешняго столетия считались, если не миллионами, то сотнями тысяч”.
“Черкесы, которых знали греки ещё 25 веков назад, уложены на кладбище народов…”

Для других народов Кавказская война давно стала историей – не подвергшись депортации в тот период, они увеличили и свою численность, и территорию, в ряде случаев – значительно. Даже Абхазия, значительную часть населения которой депортировали в Турцию в 1877 году, через 13 лет после окончания Кавказкой войны территориально увеличилась, получив с помощью Грузии часть бывшей Черкесии от реки Бзыбь до реки Псоу.
Но для черкесов (адыгов) события и результаты Кавказской войны до сих пор актуальны – именно они привели к такой неестественной диспропорции, когда 90% народа проживает в диаспоре, и лишь 1/10 часть – на родине.

Оставшиеся на родине черкесы, несмотря на единое самоназвание – Адыгэ, и общий язык, в советское время были объявлены разными народами: “адыгейцами”, “кабардинцами”, “черкесами”, “шапсугами”, и разделены территориально и административно.

Почему черкесы говорят о геноциде? Какие основные аргументы и контраргументы?

События Русско-Черкесской войны, особенно на её заключительном этапе, имели признаки геноцида. Это и уничтожение населения, и создание условий, приводивших к массовой гибели людей, к числу которых относятся и уничтожение продовольствия и средств жизнеобеспечения, и проведение наступательных операций в зимнее время, а также массовая гибель при депортации.

Противники использования термина геноцид выдвигают разные аргументы. Говорят о том, что многие народы в разное время прошли через подобные события, и поэтому не стоит на это обращать столько внимания; что эти события характерны для тех жестоких времен; что эти трагические события не были заранее спланированы, и так далее.

Другие противники термина «геноцид» называют эти события «действительно трагической судьбой черкесов», «трагедией», «чудовищной несправедливостью» и т.п. То есть, по сути, верно давая эмоциональную оценку, они все же избегают применения юридического термина «геноцид». Они объясняют это тем, что термин «геноцид» впервые появился в 1943 году, был принят в 1948, и поэтому не может применяться к более ранним событиям. Действительно, ретроактивное, то есть направленное в прошлое, применение Конвенции о геноциде 1948 года, вызывает многочисленные юридические споры. Однако это не мешает многим странам применять этот термин для более ранних событий. Например, многие государства признали геноцидом армян события в Османской империи 1915-1922 годов, которые тоже произошли до 1948 года. То есть ретроактивное использование термина геноцид по отношению к событиям до 1948 года – это существующая реальность.

Геноцид черкесов (адыгов) был признан Верховным Советом Кабардино-Балкарии в 1992 году, в 1994 году Парламент Адыгеи обратился с соответствующей просьбой к руководству России. В 2011 году геноцид черкесов (адыгов) признала Грузия.

Опишите черкесов ХІХ века: быт, экономика, социальная структура, раздел на субэтносы, территория.

Черкесия не представляла собой централизованное государство с единым правителем, валютой и армией. В Черкесии не было регулярной армии, военкоматов, тюрем, никакой системы принуждения со стороны государства.
Однако сама структура черкесского общества, общественные институты, господствовавшие среди населения идеологемы, системы ценностей и модели поведения людей – все это позволяло стране успешно эффективно отвечать на вызовы времени.

Господствовавшей идеологией была философско-религиозная система «Хабза» (Хабзэ), и её «военная квинтэссенция» Уорк Хабза (Уэркъ Хабзэ) – философия рыцарства. Это название происходит от слова Уорк (Рыцарь). К её важнейшим требованиям относятся – успешность, доблесть, честь, но не богатство.

Системы Хабза регулировала все аспекты жизни черкесского общества. Её интересными особенностями являются – с одной стороны, верность традиции, а с другой – требование изменений, в соответствии с изменяющимися условиями. Это, на первый взгляд, противоречивое «единство противоположностей» обеспечивает как традиционность, так и актуальность мировоззрения и мировосприятия. Поэтому систему Хабза иногда сравнивают с тысячелетним деревом, имеющим прочную основу, и вместе с тем, постоянно обновляющиеся, растущие ветви.

Хабза, как идеология успеха, требует подхода, обеспечивающего наилучший результат в любом деле. Быть может, поэтому, в условиях перманентных войн – фона, на котором развивалась Черкесия, эти требования привели к тому, что общество не просто выработало систему подготовки воинов, но довело её до совершенства. Черкесская конница, черкесская военная форма (фашьа – черкеска), черкесское оружие, особенная структура общества, общественная идеология со своими институтами, и быт – всё это позволяет историкам говорить о «культуре войны» Черкесии.
Вместе с тем это не означало свертывания каких-либо демократических процедур. В центральном законодательном органе – Хаса, были представлены все сословия от всех территорий. И вопрос решался не большинством голосов, а, как сказали бы сегодня, достижением консенсуса.

Другой вопрос, тесно связанный с предыдущим – это культура жизнеобеспечения. Дело в том, что образ черкеса-воина, красочно изображенный и классиками русской литературы, немного затеняет другую сторону жизни Черкесии – ее экономику. Ведь очевидно, что никакая военная культура не может быть эффективной, или, во всяком случае, не сможет обеспечить проведение длительных военных операций, если она не имеет прочный экономический фундамент.
Система жизнеобеспечения Черкесии нашла отражение в ряде исторических работ. Недавно вышел двухтомник «Старые черкесские сады», в котором собраны отчеты русских комиссий, изучавших опустевшее черноморское побережье после выселения черкесов. Выведенные породы домашних животных, сорта различных плодовых деревьев, прививки, сочетания культур, да и вообще, специфические методы всей черкесской агрикультуры, максимально адаптированной к ландшафту, вызывали удивление у специалистов. К сожалению, многое утеряно безвозвратно. Но и сейчас на черноморском побережье можно встретить еще те старые черкесские деревья, которые до сих пор плодоносят.

Классовая структура

Что касается классовой структуры черкесского общества, то она была такой.

Его возглавляли Пши – владетельные князья, в основном потомки родоначальника черкесских князей – Иналя Великого.

Затем следовали Уорки – это рыцари, военное сословие. Уорки делятся на пять степеней – Тлекотлеш, Дыжинуго, Беслан-уорк, Шаотлигуса, Пшикеу. Во многих областях Черкесии Уорки составляли до трети населения.

Затем – свободное сословие – Тфокотли, составлявшие большинство населения Черкесии.

Затем немногочисленные зависимые сословия – Оги, Лагунапыты, и наконец, домашние слуги – Унауты.

Субъэтносы

Что касается субъэнических групп черкесов, то их число в разные периоды различалось –  можно выделить до двух десятков, в том числе – абадзехи, бжедуги, шапсуги, натухаевцы, бесленеевцы, кабардинцы, мамхеговцы, убыхи, махоши, жане, хатукай, кемиргой, и т.д. Однако все они имеют единое самоназвание – Адыга (Адыгэ), и единый язык, в котором выделяют два диалекта: восточный (на котором в России говорят в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии), и западный (Адыгея и районы Краснодарского края).

Территория

Территория исторической Черкесии шла от Приазовья на севере, через реку Тан (Дон), по Кумо-Манычской впадине, на Западе по побережью Азовского и Черного морей до реки Бзыбь, на юге – до гор Кавказа, на востоке – до песков Прикаспия. В средние века она доходила и до Каспийского моря в районе устья Терека.

Территория, составлявшая Черкесию на 1763 год, сегодня разделена между десятью регионами. Она вошла, полностью или частично, в состав Ростовской области, Краснодарского края, Ставропольского края, Адыгеи, Абхазии (Грузии), Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни, Северной Осетии.

Административно черкесы, проживая на своей территории, оказались в шести регионах – Краснодарском крае, Адыгее, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии.

В чем причины конфликта между черкесами и империей? Кто был союзником черкесов, а кто Российской империи?

Черкесы не были для России каким-то далеким, неизвестным народом. Русский царь Иван Грозный вторым браком был женат на дочери черкесского (кабардинского) князя Кемиргоко Идара (Темрюка Идарова) – княжне Гошаней, ставшей русской царицей Марией. Их многочисленные родственники, переехавшие в Москву, стали известны под именем князей Черкасских. Места их проживания в Москве, возле Кремля, называются Большим и Малым Черкасскими переулками. К числу их видных представителей относятся Михаил Алегукович Черкасский – сподвижник Петра Первого, или канцлер России – Алексей Михайлович Черкасский.

Князья Черкасские были ближайшими соратниками Романовых, и даже имели общую усыпальницу – Новоспасский монастырь в Кремле.

К слову сказать, военное отходничество черкесов было не только в Россию, но и в Польшу, Османскую империю, Египет (объединявший современный Египет, Сирию, Ливан, часть Аравии). В Египте черкесам удалось прийти к власти, и их династии (мамлюки) правили этой страной несколько столетий, постоянно получая пополнение из Черкесии. Их потомки проживают сегодня как в самом Египте, так и в Израиле, Ливии и других странах Магриба и Ближнего востока. Однако основная масса черкесской диаспоры, конечно, появилась в ходе войны с Российской империей.

Причиной войны стала экспансия Империи, вызванная стремлением к расширению своих границ. Присоединение Закавказья, а также планы по завоеванию Персии не позволяли оставлять «в тылу» непокоренную Черкесию. Началось строительство Азово-Моздокской линии, которая своим левым флангом глубоко прорезала черкесские территории. Это не могло не вызвать враждебную реакцию черкесов, находившихся на пике своего рыцарско-милитаристского могущества. Понятно, что такое столкновение сверхцентрализованной могущественной Империи, с одной стороны, и «народа-воина» с другой, не могло не быть жестким, и не могло окончится быстро.

Что касается союзников, то у черкесов их практически не было. Османские султаны больше были заинтересованы в установлении своего духовного влияния на черкесов путем распространения среди них ислама, чем в оказании какой-то реальной помощи. Зато они подписывали односторонние договоры с Российской империей, в которых решали судьбу черкесов без участия самих черкесов. О том, что турки «не могли уступить России то, чем не владели сами», говорили и писали в Европе все, включая основоположника коммунизма Карла Маркса, который ставил в пример народам борьбу черкесов за свободу. Таким образом, «турецкая поддержка» на деле являлась предательством черкесов, так как подписанные Турцией договоры создавали какое-то юридическое обоснование для завоевания Черкесии. В непризнании этих положений, как черкесами, так и европейскими государствами, и состояла политическая суть «черкесского вопроса» середины XlX века.

Аналогично нельзя считать союзником Черкесии и Имамат Шамиля, образовавшийся на Восточном Кавказе. По сути, «Кавказская» война представляла собой две совершенно разные войны: войну Российской империи с Черкесией 1763-1864 годов, и войну с Имаматом, закончившуюся в 1859 году пленением Шамиля. Эти две войны различались географически и идеологически. Они отличались методами ведения, масштабами сопротивления, отличались и результатами.

Что касается Российской империи, то она тоже вела эту войну без союзников.

Как в Российской империи объясняли необходимость войны с черкесами?

В те времена отсутствия политкорректности, говорилось прямо – государственная необходимость, стратегическое положение, и т.п. Ну и, конечно, в пропаганде использовалась и терминология необходимости «борьбы с хищниками» и так далее.

Как долгие конфликты повлияли на образ жизни черкесов?

Наверное, можно было бы сказать, что никак не повлияли бы, если б не события последних лет войны. В Черкесии, ведшей войны на протяжении столетий, война, пусть даже и с очень сильным противников, не считалась чем-то катастрофическим. Скорее, наоборот, это была возможность для военного сословия проявить все свои качества. Открытый бой для черкесов того времени воспринимался скорее как рыцарский турнир, как праздник. Воины одевали самую лучшую одежду, описывать битву выезжали народные барды – Джегуако, в серых черкесках, верхом на серых лошадях. Уорки одевали красные черкески, Пши (князья) – белые.

Интересно, что в Черкесии до середины XlX века использовалась и панцирная кавалерия.
«Шествие Джембулата по русским пределам сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная конница представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали под лучами июньского солнца» (В. Потто. Кавказская война)

Кстати, в Черкесии, как и в Украине, с давних времен воины брили голову наголо, оставляя на ней лишь пядь волос – акье (ак1э). В Черкесии этот обычай исчез к началу XlX века, но в Украине сохранился до XX-го.

После боя было принято поздравлять и противника с удачей, с проявленной храбростью, или с ранением. Интересны эпизоды первой половины Русско-Черкесской войны, например, когда к одному из русских генералов после битвы приехали черкесы, поздравлять его с полученным ранением, которое является свидетельством проявленной отваги.

Конечно, кроме тактики открытого боя – ударов многотысячной конницы, черкесы применяли и другие разнообразные тактики. В том числе и засады, набеги, диверсионные вылазки. Тогда надевали черные черкески.

Все элементы этих тактик, приспособленных к местности, переняли казаки – от одежды, сбруи, до вооружения, заменив сабли на черкесские шашки, создав отряды пластунов и т.д. Интересна книга Щербины «История Кубанского казачьего войска». Хорошее исследование черкесских тактик боя провел Аслан Марзей в своей книге «Черкесское наездничество – Зек1уэ».

«Восточное оружие издревле славилось в Европе, но с тех пор как русские начали войну на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие ружейные стволы и даже рассекавшие панцири, приводили всех в изумление». (В. Потто)

Конечно, столь длительная война вносила существенные коррективы. В частности, невозможность противостоять артиллерии, и «нерыцарский» способ ведения артиллерийской войны, заставили и черкесов изменять свои приёмы.

Однако базовые идеологические принципы ведения войн почти не изменились, что проявилось при участии черкесов и в более поздних войнах. Запрет на сдачу в плен вооруженного воина, и гуманное отношение к пленным – тоже часть черкесской «Культуры войны». Интересно, что во время Второй мировой войны, фразу «Русские не сдаются» в ответ на предложение немцев о сдаче, сказал черкес Хусен Андрухаев.

“Ни один народ…не представлял такого развития личности, как Адыге.. Там были герои с простыми и наивными душами, люди не придававшие никакой цены ни своим мукам, ни своим подвигам… В обыкновенное время свобода для них была выше всяких благ в мире. Ею они не поступались ни за что…

Неведомо откуда они налетали, и Бог весть, куда исчезали! Безмолвный лес, когда в него вступали наши, вдруг оживлялся и оказывался полным врагов.. .- Вырастают не сеяные, пропадают не кошеные. Такая уж у них удача!..

Часто неприятеля здесь не видели, но от него гибли целыми отрядами… По черкесскому взгляду на дело – всадник, потерявший лошадь, уже не принадлежит этому свету. Он будет биться пеший до последней возможности и с таким ожесточением, что, наконец, заставит убить себя…

Черкесы… с попавшими к ним в руки русскими обращались хорошо и никогда не оскорбляли врага. – Только трус обижает пленного! – говорили они. – Бей вооруженного, щади сдающегося!.. Оскорблять пленного недостойно свободного человека!…

Горцы жили и исчезали свободными людьми, не поступившись ни одним своим правом, не отдав малейшую из своих вольностей… Общий плач шёл по всему горному Кавказу. Старики-офицеры, приглядевшиеся ко всевозможным трагическим моментам войны, не могли без слёз смотреть на это.. То были похороны исчезавшего народа… На место ушедшего племени горных орлов явились волки и шакалы».
(“Мертвое поморье”, В.Немирович-Данченко, 1835-1946)

Были ли отличия положения черкесов от других народов Северного Кавказа в войне с империей?

В войне с империей участвовали Черкесия (западный и центральный Кавказ) – крупнейшая в то время страна Кавказа, Чечня и горный Дагестан (восточный Кавказ). Сопротивление остальных малочисленных народов Кавказа было несущественным, либо отсутствовало.

Но и «Кавказская» война, то есть война Империи с Черкесией, и чечено-дагестанским Имаматом, – это, по сути, две разные войны. Они различались географически и идеологически. Они отличались методами ведения, масштабами сопротивления и результатами.

На востоке Кавказа – в Чечне и Дагестане, ограничились простым покорением народов, а на западе Кавказа – в Черкесии, война закончилось практически полной депортацией населения.

Причины разных подходов Российской империи к войнам на Востоке и Западе Кавказа отражены в воспоминаниях генерала Фадеева:

“Исключительное географическое положение Черкесской страны на берегу европейского моря, приводившего ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших ее народов в обыкновенном значении этого слова. Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительной русской землей. Меры, пригодные для Восточного Кавказа, не годились для Западного. Горький опыт шестидесятилетней войны научил нас осторожности.

На Восточном Кавказе ограничились по необходимости занятием завоеванной земли; учредили над горцами разумное управление, приноровленное к действительным потребностям страны и русской власти; привлекли лучшую молодежь в нашу службу, стали раскрывать горы хорошими дорогами, занимать главные стратегические пункты прочными укреплениями, предоставляя времени, выгодному труду, возникающим новым потребностям, постоянному соприкосновению с образованием укротить дикий характер горцев и обратить их в мирных и трудолюбивых людей. Система эта ведет к цели верно, хотя медленно; она требует положительного занятия покоренной страны войсками, чтобы сейчас же подавить всякую попытку к восстанию. Но в горах Восточного Кавказа она одна только и возможна. Может быть, и там еще будет необходимо передвинуть некоторые части населения, но все же в виде частной местной меры, ограниченной известной местностью. Масса населения всегда останется там на своих вековых местах.

Совсем другое дело с Западным Кавказом. Тот же главнокомандующий князь Барятинский, удовольствовавшийся приведением к покорности лезгин и чеченцев, поставил целью войны на Западном Кавказе безусловное изгнание черкесов из их горных убежищ. Новый главнокомандующий, Великий князь Михаил Николаевич, совершенно разделял этот взгляд и довел покорение до такой полноты результата, какой, может быть, никогда еще не было видано”. (Ростислав Фадеев “Письма с Кавказа”).

Куда переселялись черкесы после войны? Как вообще происходил процесс переселения?

Черкесы начали переселяться в последние годы войны. Пик выселения пришелся на 1863-1864 годы.

«Черкесы, когда уже совсем растерялись и пали духом, в большинстве пассивно смотрели на совершающееся, не сопротивляясь, но и не уходя. Не сразу можно было подняться, не сразу можно было даже сообразить, что делать, куда уходить. Но размышлять долго им не давали. Во все районы посылали небольшие команды, и эти в свою очередь разбивались на группы по нескольку человек. Эти группки рассеивались по всей округе, разыскивая, нет ли где аулов, или хоть отдельных саклей, или хоть простых шалашей, в которых укрывались разогнанные черкесы. Все эти аулы, сакли, шалаши сжигались дотла, имущество уничтожалось или разграблялось, скот захватывался, жители разгонялись – мужики, женщины, дети – куда глаза глядят. В ужасе они разбегались, прятались по лесам, укрывались в еще не разграбленных аулах. Но истребительная гроза надвигалась далее и далее, настигала их и в новых убежищах.
Обездоленные толпы, все более возрастая в числе, бежали дальше и дальше на запад, а неумолимая метла выметала их также дальше и дальше, перебрасывала наконец через Кавказский хребет и сметала в огромные кучи на берегах Черного моря.

Отсюда все еще оставшиеся в живых нагружались на пароходы и простые кочермы и выбрасывались в Турцию. Это пребывание на берегу было не менее ужасно, потому что пароходов и кочерм было мало.
Переселявшихся за море было свыше полумиллиона. Нелегко можно найти перевозочные средства для такой массы народа, и злополучные изгнанники по целым месяцам ждали на берегу своей очереди. Да о заготовке перевозочных средств никто и не подумал своевременно…

Вся эта дикая травля – не умею найти другого слова – тянулась около четырех лет, достигши своего апогея в 1863 году. Бедствия черкесов не поддаются описанию. Убегая от преследований, они скитались без крова и пищи, зимой – при двадцатиградусном морозе. Зимы, как нарочно, были необычайно холодные. Среди черкесов стали развиваться опустошительные болезни, особенно тиф. Семьи разрознялись, отцы и матери растеривали детей. Умирали под открытым небом и в норах….

Я говорю об ужасах изгнания горцев как очевидец. Когда понуждения к их выселению докатились и до Новороссийска, все горы, окружавшие Цемесскую долину и бухту, задымились столбами дыма от выжигаемых аулов, а ночью всюду сверкали иллюминацией пожаров. Мы даже не подозревали, что наши горы были так густо заселены. Дым подымался и огонь сверкал чуть не в каждом ущелье. Эта зловещая картина стояла перед нашими глазами, пожалуй, так в течение месяца… » (Л.А. Тихомиров)

Черкесов выселяли в Османскую империю, которая в то время включала в себя и балканские страны, и арабский Ближний восток. Османская империя расселяла черкесов в районах, где стремилась использовать их военный потенциал против национально-освободительного движения арабов и балканских славян. После распада Османской империи черкесы оказались уже на территории новых государств – в образовавшихся арабских государствах и Югославии. По требованию Российской империи большая часть югославских черкесов была вновь переселена, оказавшись в Сирии и Ливане.

Процесс переселения стал гуманитарной катастрофой. И в современное время, имея международные гуманитарные организации, обеспечить переселение около миллиона человек очень сложно. А в XlX веке, в условиях войны, и неготовности Турции к приему такого количества человек, этот процесс обернулся огромными жертвами, как на черноморском побережье Кавказа, так и в самой Турции, в лагерях для переселенцев. Смертность от голода и болезней в лагере Ачи-кале достигала около 250 человек в день, а эти лагеря были расположены по всему турецкому побережью. Турецкое правительство, не ожидавшее таких размахов переселения, не могло обеспечить все лагеря продовольствием.

«Мы решились изгнать их, очевидно, в виду затруднений или неуменья устроить дело так, чтобы, продолжая по прежнему жить в горах, вдоль берега Черного моря, они могли стать полезными, или, по крайней мере, безвредными для государства… Изгнание их было решено в качестве государственной необходимости; в перевозке на турецких фелюгах усмотрен самый удобный или даже единственно возможный способ исполнения…

Нужны были особенно крепкие нервы и немалая доля самообладания, чтобы в бессилии своем оставаться спокойным зрителем того, что совершалось на этом берегу. Верстах в двух-трех от впадения речки в море, по течению ее, на песке и голышах, наносимых половодьем, неделями оставались партии бесприютных, лишенных крова и очага. По нескольку тысяч душ помещались одновременно на небольшом пространстве, отведенном им для стоянки и наблюдавшемся военными постами. Дни и ночи проводили они то под палящими лучами солнца, то под дождем и ветром… Атмосфера заражена была от накопления на небольшом пространстве животных и всяких других отбросов.

Так совершался разгром, разгром полный и бесповоротный – того, что строилось и крепло веками… И не единицами, не десятками, а сотнями и тысячами приходилось считать погибающих в этом катаклизме. Болезни и всякие невзгоды унесли многих еще до посадки на суда; скольких не досчитались при высадке на турецкий берег, после 15 и более дней плавания в самых ужасных условиях – это никогда не было выяснено; да и зачем? Очень многим, наконец, преимущественно в младшем возрасте, пришлось лечь искупительными жертвами приспособления к совершенно новым условиям жизни в суровой природе возвышенных малоазиатских плоскогорий…

Все это, т.е. бедствия, день-за-день переживаемые переселенцами, и перспектива предстоящих им впереди, было очевидно и понятно для нас, ближайших свидетелей погрома. Сердце сжималось и болело. Но, повторяю опять, в чем должна была здесь проявиться наша деятельность, в чем могли выразиться наше участие, наша помощь? Время от времени докладывали мы, что следовало бы, по крайней мере, более обеспечить переселенцев топливом, солью и другими предметами насущной потребности, или расширить район дозволенных им передвижений до первых предгорий, не лишенных древесной растительности. Генерал наш сначала благосклонно выслушивал доклады, и, кажется, делал какие-то попытки с своей стороны; но потом стал обнаруживать явное нетерпение, резко отвечая, что все это не наше дело, что он только исполнитель; распоряжения же исходят от высшего начальства, которое знает, что делает, неуклонно преследуя свой план, внушенный высшими соображениями государственной необходимости.

Государственная необходимость – громкое, страшное слово! – Сколько на свете дел, совсем не вяжущихся с христианскою моралью, совершалось под его прикрытием в исторической жизни народов, от времен отдаленнейших до событий нам современных».
(Староставский А. В горах. Из давних воспоминаний // Вестник Европы. 1896. № 3. С. 198 – 208).

Кто заселился на земли черкесов?

Еще в самом начале войны, после изгнания ногайцев на севере Черкесии, на занимаемые ими территории были переселены остатки Запорожского войска, те запорожские казаки, которые не эмигрировали в Османскую империю. Они образовали «Черноморию», это северо-западная часть современного Краснодарского края – область между Доном, Кубанью, и Азовским морем. Несмотря на название, выхода к Черному морю у нее не было – Закубанье и Черноморское побережье оставалось у черкесов. Остатки ногайцев черкесы перевели за Кубань, выделив им земли между Кубанью и Лабой. Но украинское присутствие не ограничилось запорожскими казаками. Среди переселенцев выходцы с Малороссии занимали значительное место. Много переселенцев было непосредственно из России – этнических русских.

На черноморское побережье, в связи с особенностями климата, переселяли молдаван, понтийских греков из Турции, грузин. Были и эстонские переселенцы. В конце XlX – начале XX века из Турции привезли западных армян. Это положило начало армянской миграции на черноморское побережье. Но большинство армян черноморского побережья и сейчас говорят на западном диалекте армянского языка, существенно отличающимся от литературного «ереванского».

Южные территории черкесов передали чеченцам, ингушам, осетинам, карачаевцам, балкарцам. Этот процесс интенсивно проходил и в первые годы советской власти, во времена «Горской республики», которая считала необходимым уравнять многоземельную Кабарду с соседями, считая, что это не территории черкесов, а «земли кабардинских феодалов, которые надо справедливо поделить между трудящимися горцами». Часть бывшей Черкесии (от Псоу до Бзыби) была передана Абхазии (Грузии).

Есть ли какие-то культурные атрибуты, которые переняли другие народы от черкесов?

Эта тема требует серьезного исследования. Влияние черкесской культурной традиции, костюмов, особенно в Средние века и Новое время, довольно значительно, в том числе и на Европу. Этому посвящены многие исследования.

«Сильно было также в XVII веке влияние кавказской моды на польскую; это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII веке, а особенно во второй его половине, бывали в Стамбуле, отмечали в своих описаниях, что одежда польских послов почти ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или в Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготовлялись по черкесской или грузинской моде» (Б. Барановский, 1683 г)

Некоторые ученые считают черкесский язык одним из древнейших языков планеты, учитывая огромное количество согласных звуков при весьма малом количестве гласных, а также тот факт, что практически любой звук имеет какое-то значение в черкесском языке, что соответствует критериям древности языков. Те элементы «общекавказской» культуры – музыка, танцы, во многом являются черкесскими, но к востоку Кавказа и в Закавказье они постепенно наполняются переднеазиатскими или персидскими мотивами. Вместе с тем, Черкесия имеет свою специфику, резко отличающую её от ближайших соседей, поэтому ряд историков применяет термин «Островная цивилизация Черкесии». Это касается и культуры, и музыки, и традиций и мировоззрения. Даже черкесские танцы имеют свою специфику, которая отличает их, например, от восточно- и южно-кавказских. В частности, девушка не должна поднимать руки выше пояса, парень не должен танцевать «пальцами», на восточно-кавказский манер, как сегодня зачем-то учат даже в наших танцевальных студиях. Думаю, что эти изменения не будут приняты, несмотря на всю толерантность Хабза, так как они противоречат базовым принципам.

С началом Кавказской войны черкесская мода активно проникает и в Россию. Черкеску стали носить и русские императоры. Шашка, или Сашка, как говорили казаки – тоже проникшее в русский язык черкесское слово Сашхо – длинный нож, и т.д.

«…Изысканные кольчужные доспехи и украшенное золотом и серебром оружие, изготовленное горцами, было выставлено в витринах магазинов Санкт-Петербурга, и даже дамы проявляли свой интерес к людям, с которыми сражались их мужья и братья, тем, что восприняли часть их живописного костюма и украсили тротуары Невского проспекта алыми и белыми капюшонами черкесских всадников» (Дж. Кэннан, 1868)

Само слово «черкес» немножко дрейфовало по смылу. Почему под ним раньше понимали всех выходцев из Северного Кавказа?

Черкесы (адыги) фигурировали в истории под разными наименованиями – кашки, касоги (в осетинском это название сохранилось до сих пор: каскон, кашкон), зихи (на латинском и греческом), джики (грузинском), но наибольшую известность в истории адыги приобрели под термином «Черкес», который прочно закрепился за ними с Xlll века. Как отмечал в этой связи в 1502 году Джорджо Интериано, «Зихи – называемые так на языках простонародном (т.е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые Черкесы, сами себя называют Адига». (Дж. Интериано. Быт и страна Зихов, именуемых Черкесами, 1502 г.)

Черкесия представляла собой крупнейшую страну Кавказа, как в территориальном, так и в демографическом смысле. По этой причине термин «черкес» мог применяться расширенно, но это не означает, что сам термин относился ко всем народам Кавказа.

Что же касается современной ситуации в диаспоре в Турции, то там еще частично применяется термин «Черкес» по отношению ко всем выходцам с Кавказа. Так произошло потому, что доминирующую часть переселенцев с Кавказа в Османскую империю составили именно черкесы (адыги). Поэтому в диаспоре черкесами стали назвать всех выходцев с Кавказа – и абхазов, и чеченцев, и осетин, и дагестанцев. Многие там уверены, что и в Дагестане, и в Чечне говорят по-черкесски. Но, конечно, это не верно, и с расширение связей диаспоры с Кавказом, и в Турции происходит соответствующая корректировка.

Самоназвание черкесов , если я не ошибаюсь, адыгэ. Что это значит на черкесском языке?

Да, общее самоназвание черкесов – адыга (адыгэ). Это самоназвание. Оно не имеет какого-то прямого перевода.

Сколько черкесов в мире сейчас, где они живут, какие проблемы и цели у национального движения?

Сейчас в мире насчитывается, по разным оценкам, от 5 до 8 миллионов черкесов. Основная часть проживает в Турции. По последним данным турецкой стороны там проживает 6,4 миллиона черкесов. Но конечно это число могло быть и больше, ведь много лет в Турции проводилась политика ассимиляции. Сейчас ситуация там изменяется в лучшую сторону.

В России проживает около 750 тысяч черкесов. Они разбросаны дисперсно по всей территории бывшей Черкесии, и составляют «титульную» нацию в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее (правда, под разными названиями, введенными в оборот советской властью – «кабардинцы», «адыгейцы»). Также черкесы проживают в ряде районов Северной Осетии, Ставропольского и Краснодарского краев, в том числе и на черноморском побережье, в Туапсинском районе, и Лазаревском районе Сочи.

Основная проблема черкесского национального движения – это, конечно, проблема взаимодействия между частями разделенного народа. Черкесы, наверное, имеют самую большую в мире относительную диаспору (которая составляет около 90% народа), а по абсолютной численности из всех народов России черкесская диаспора занимает второе место, после русской.

Но век Интернета и массовых коммуникаций дал черкесам возможность наладить между собой контакты, независимо от страны их проживания. Несмотря на 150 лет раздельного существования, на наших глазах происходит процесс «дистанционной консолидации» черкесов. И это очень важно. Наш народ, пройдя через тяжелые испытания, выжил, сохранился, сберег язык и культуру, и поэтому мы с большой надеждой смотрим в будущее.